Аналитика


Ускользающее право на права?
Общество | Свердловская область | Челябинская область | Россия

К пяти А, В, С, D, E добавятся еще семь - A1, B1, С1, D1, В1Е, С1Е и D1Е. Эта простая арифметика уже заставляет сильно беспокоиться российских автолюбителей. Нет - мобильности, да - упорядочиванию! Человек, решивший вдруг поменять маленькую легковушку на внедорожник, теперь получит право им управлять только после получения нового удостоверения. Трезвый водитель "Оки" после бурного застолья не сможет отвезти подвыпившего водителя "Хаммера" домой на его же машине. Жене не удастся подменить за рулем мужа во время семейной поездки на море. Или…Вариантов чего автомобилисты НЕ смогут сделать после введения подкатегорий – масса.

Главный аргумент "за", против которого, как обычно, не попрешь, это то, что Россия подписала Международную

проблесковый маячок, полиция, ГИБДД(2018)|Фото: Фото:Накануне.RU
Фото: autogazeta.com
конвенцию дорожного движения и должна приводить свои порядки в соответствие с европейскими. А детальная градация водительских категорий как раз принята в странах Евросоюза. По словам начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России России Виктора Кирьянова , дополнительные категории в водительских удостоверениях нового образца будут введены уже со следующего года. Подкатегориями дополнят и существующие права.

Впрочем, как будет проходить "европеизирование" российских водительских прав, до сих пор не известно ни участникам дорожного движения, ни ГАИшникам, ни автошколам. Последние, так вообще пока никоим образом не готовятся к нововведениям, отчасти надеясь, что их все-таки не будет.

"Мы не представляем - как это, 12 категорий? У меня даже преподаватели не смогут обучать. Это дополнительные проблемы", - говорит директор автошколы РОСТО в Екатеринбурге Николай Грипанов . Другие руководители автошкол придерживаются того же мнения, говоря о том, что необходимо будет разрабатывать новые программы. На их разработку понадобится, в лучшем случае, около месяца.  

Подписание конвенции является не единственной причиной введения подкатегорий. Как ранее заявлял Виктор Кирьянов, это позволит уменьшить количество несчастных случаев. "Мы видим, какие сегодня ездят по дорогам сверхскоростные мотоциклы,


которые родители покупают своим детям, после чего зачастую происходят трагедии. С введением дополнительных подкатегорий управление мотоциклом определенной мощности будет зависеть от водительского стажа и возраста", - привел один из примеров положительного результата нововведения начальник ГИБДД .

"Введение подкатегорий - профанация и имитация кипучей деятельности. Это реально ничего не даст. По большому счету, тут речь идет не о том, какая категория будет в правах у

(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: photoxpress.ru
человека, ставшего виновником ДТП, а о том, что он совершил. А это, уверяю вас, не имеет между собой никакой причинно-следственной связи" , - высказал свое мнение Накануне.RU  исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистов" Василий Белопашенцев . Стоит отметить, что все без исключения знакомые автомобилисты, у кого я интересовалась, стоит ли вводить подкатегории, в один голос заявляют, что безопаснее на дорогах не станет, а вот головной боли прибавится. 

Однако того, кто уже управляет мотоциклом, автомобилем, грузовиком, автобусом никто не заставит пересдавать на права и переэкзаменовываться. Начальник отделения пропаганды ГИБДД Свердловской области Дмитрий Усов пояснил Накануне.RU: "При обмене водительского удостоверения подкатегории автоматически будут присваиваться. Есть такой принцип: закон обратной силы не имеет" . Но имеет прямую.

"Я считаю, надо сделать как в США, где никакой разбивки по  категориям просто нет, т.е. выдается водительское удостоверение, и езди по нему, на чем хочешь, - продолжает Василий Белопашенцев, - На чем ездить, разница есть только для вас. Вы, садясь за руль, как человек разумный, должны чувствовать ответственность за то, что являетесь источником повышенной опасности" .

Россия, в отличие от США, давно славится своими дураками и дорогами, а также дураками на дорогах, которых, все-таки, хватает. Стоит ли надеяться на сознательность автомобилистов? Впрочем, речь об отмене категорий, как известно, сейчас не идет.

Вполне возможно, что и опасения водителей насчет добавления подкатегорий преждевременны. Хоть Виктор Кирьянов и заявил, что нововведения будут со следующего года, как утверждает Дмитрий Усов, говорить о том, что подкатегории появятся с 1 января, пока рано.

Дело в том, что подкатегории и порядок выдачи прав оговорен в трех документах. Это Федеральный закон о безопасности дорожного движения, Постановление правительства РФ и Приказ министра внутренних дел. Соответственно, для внесения изменений нужно решение Госдумы, подпись Президента, председателя Правительства и министра.

"Увеличение количества подкатегорий пока только в проекте", - подчеркивает начальник отделения пропаганды свердловского ГИБДД .

Это не единственное нововведение. Также в проекте  – увеличение срока обучения вождению до восьми месяцев.

дождь, непогода, потоп, ливень(2013)|Фото: Фото: Накануне.RU
Правда, сроки этого новшества еще более туманны, и автошколы о них не оповещали. "Слышал, что будут изменять сроки обучения с 1 августа. Но вот уже и август. Пока тишина", - говорит директор автошколы РОСТО Николай Грипанов .

Желающим получить права, такое изменение, понятное дело, не по душе: и времени куда больше будет затрачено, и сумма обучения увеличится. Уже сейчас водительские права влетают "в

Фото:
Фото: Накануне.ru
копеечку". Средняя стоимость двух-трехмесячных курсов в Екатеринбурге варьируется от 8 до 9 тыс. руб., но реально за водительские права приходится выкладывать, в лучшем случае, около 15 тысяч рублей. Известно, что если раньше с первого раза экзамен по вождению сдавали большинство, то сейчас единицы. Один мой знакомый, получивший заветные корочки около месяца назад, по полной программе испытал на свое шкуре, что такое поборы.

Перед сдачей теоретического экзамена его группа полуофициально платила ГИБДД за аренду помещения. Теоретически, этого можно и не делать, но тогда более-менее лояльного отношения не было бы. Отметим, речь шла не о каких-то поблажках, а лишь о том, чтобы людей просто не "валили". Плюс приходилось платить за дополнительные часы вождения на инструкторской машине, в то время как сам инструктор резался с приятелем в шахматы. Без такого "факультатива" внутренний экзамен было не сдать. И прочее, прочее, прочее. Во многом, конечно, претензии надо бы предъявить автошколе, но, такая картина повторяется во многих из них.

Кроме всего, как уже говорилось, экзамен с первого раза сдать практически невозможно. Моего знакомого, например, "завалили" на том, что он приблизился к полосе встречного движения.

Как рассказал Накануне.RU директор одной из екатеринбургских автошкол, по понятным причинам попросивший не называть его фамилию, в ГИБДД есть свой порог сдачи - первого раза не больше 25-30%. "Когда 30% сдают, для нас это праздник. Инспекторы ГИБДД сами говорят, что если будут плохо работать, т.е. пропускать выше, то уволят их с работы. Сверху сказали, что надо жестче принимать. Вот жестче и требуют", - говорит источник.

Некоторые идут по пути наименьшего сопротивления и покупают права. Их стоимость равна двух-трехкратной стоимости обучения в автошколе. "Человек приходит, например, на теоретический экзамен, получает шпаргалку с правильными ответами. Иногда, действительно, ситуация складывается так, что проще вначале раздобыть водительское удостоверение, а потом, с помощью знакомых, друзей, тренироваться ездить", - рассказал Накануне.RU один из автолюбителей, также попросивший не называть его имя.

Но и автомобилисты, и руководители автошкол, и,

Фото:
Фото: Накануне.ru
разумеется, инспекторы ГИБДД признают, что два-три месяца - слишком маленький срок, чтобы из человека сделать полноценного водителя. Кстати сказать, мой знакомый, несмотря на наличие прав, полученных с n-го раза, за рулем себя чувствует крайне неуверенно и считаться полноценным участником дорожного движения, на мой взгляд, пока не может.

"Надо подходить к тому, что получение права на управление автомобилем должно сопровождаться обучением, и обучением серьезным, длительным. Почему-то никто не задает вопрос, почему в университете учат пять лет. Если недоученный инженер может сконструировать бесполезные детали, то недоученный водитель – это угроза безопасности на дорогах", - говорит Дмитрий Усов.

Против восьмимесячных курсов выступает директор екатеринбургской автошколы РОСТО Николай Грипанов. По его словам, во-первых, сократится количество желающих получить права, во-вторых, в таком длительном курсе нет необходимости.

"Здесь нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Как учат в автошколах, известно. Возможно, какое-то разумное увеличение сроков обучения было бы оправдано, но только за счет увеличения часов по вождению. Но все определяется сугубо индивидуально. Есть люди, которые начинают водить сразу, есть люди, которые всего боятся", - отмечает Василий Белопашенцев, добавляя при этом, что увеличение срока приведет к существенному подорожанию обучения, а также даст повод для увеличения размера взяток. 

"Лично у меня водительский стаж 22 года, права получил раньше, чем аттестат и говорю: только через 50 тыс. км

Фото:
Фото: Накануне.ru
проезда вы сможете состояться как полноценный участник дорожного движения, которому по плечу любые ситуации на дорогах, - резюмирует исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистов", - Автошкола дает необходимые навыки, которые необходимо развивать и совершенствовать. Чаще всего, на своем опыте. С помощью помятого железа".

С одной стороны, все движется к тому, что автомобиль становится более доступным (в очереди на иномарки записываются за несколько месяцев). С другой стороны, ГИБДД все больше ужесточает требования к будущим автомобилистам. Пока от "закручивания гаек" количество ДТП не уменьшилось, да и выпускники автошкол ездят не лучше, чем раньше. Так есть ли основания думать, что с введением подкатегорий и с увеличением срока обучения на дорогах станет спокойнее?



Александра Качалова