Аналитика


Премьер переломного периода
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Челябинская область | Экономика | Политика | услуги | Россия | Наука и техника | Уральский ФО | В России

В то время как СМИ напряженно замерли в ожидании представления нового премьер-министра, российское народонаселение весьма вяло отреагировало на рокировку главы правительства. Большинство рассуждает примерно таким образом, что, мол, будет Путин, будет и стабильность. А, значит, и поступательное движение вперед - тоже.

Сам президент обозначил будущего премьера как «второго» человека в стране. Чем, по мнению части политологов, заранее придал потенциальному главе кабинета министров серьезную весовую категорию. Именно поэтому вопрос «кто он?» с повестки дня не сходит. До момента разрешения интриги остаются  считанные часы.

Запад не хочет Иванова

Запад тоже продолжает рассуждать, кто станет премьер-министром России. С той, естественно, точки зрения, чего ему, Западу от этого ожидать в самом ближайшем будущем. Так, размышления о том, кто станет новым премьер-министром России вместо отправленного в отставку Михаила Касьянова, можно найти на страницах итальянской газеты "Стампа".

Издание предупреждает, что возможное назначение министра обороны Сергея Иванова насторожит Запад: там Иванова воспринимают исключительно как "ястреба". В то же время, ни один другой силовик не сможет решить экономические задачи, поставленные Путиным. К этой когорте относятся и спикер Госдумы Борис Грызлов, и министр МЧС Сергей Шойгу, пишет издание.

В связи с этим шансы Иванова на премьерское кресло существенно понижаются. И дело здесь, конечно же, не в том, как на возможное назначение отреагирует Запад. Просто среди массы различных реформ для России далеко не последнюю роль в ближайшие годы будет иметь значение реформа армии, которая, к слову, сегодня проходит в весьма вялотекущем режиме. И логичнее всего выглядело бы сохранить Сергея Иванова именно в его нынешнем качестве, дабы активизировать армейскую реформу, которая, похоже, обещает быть весьма болезненной для многих ныне процветающих «генералов от инфантерии». Ну, а дабы преодолеть скрытое, но весьма ощутимое противодействие армейских высокопоставленных начальников, вполне возможно, что на подмогу Иванову в военное министерство придут несколько силовиков из КГБ. Так что работы на ближайшие годы у Сергея Иванова и его формирующейся команды и без того непочатый край, причем работы не абы какой, а той, за которую и спрос будет особый.

Так что Иванов в роли премьера – это, как говаривал товарищ Сухов, вряд ли.

Путин не хочет Грызлова

Говорят, что президент не поддержал кандидатуру лидера "единороссов" Бориса Грызлова на пост премьера. "Путин прямо не отказал, но не дал понять, что его этот вариант устраивает, - цитируют "Ведомости" одного из участников встречи президента с лидерами думской фракции "Единой России". - Мы пришли к выводу, что этого /назначения Грызлова/ не будет". Впрочем, вывод этот настолько очевидный, насколько же и предсказуемый – Грызлов просто не укладывается в рамки человека, способного не только послушно "брать под козырек", но и генерировать собственные идеи и быть действенным "мотором" грядущих реформ. Более того, сама тема участия парламента в формировании правительства, похоже, закрыта. По словам источника "Ведомостей" в администрации президента, состоявшаяся в среду встреча Владимира Путина с "единороссами" имела своей целью пресечь "брожение во фракции", многие члены которой слишком буквально восприняли разговоры об участии парламентского большинства в формировании правительства. Эту идею публично "оживил" еще утром в среду сам президент, чтобы, как говорит источник издания со Старой площади, на вечернем совещании с партийцами "закрыть тему".

"Темная лошадка"

Новым премьер-министром России может стать ректор питерского Горного университета Владимир Литвиненко. В политических кругах он известен, прежде всего, имиджем "человека близкого" - под его руководством Путин в 1997 году защищал кандидатскую диссертацию. За время президентства бывшего ученика Литвиненко приобрел репутацию "экономиста широкого профиля", хотя многие в широте его квалификации сомневаются. По информации "Известий", Литвиненко довольно часто появляется на официальных президентских и правительственных мероприятиях, не имеющих прямого отношения ни к образовательной, ни к горной тематике, из-за чего его хронически записывают на "скамейку запасных".

И это неожиданное и, на первый взгляд, во многом непредсказуемое, возможное назначение на самом деле имеет под собой четко выстроенную логическую основу. Для проведения полномасштабных и способных вызвать негативную реакцию в обществе болезненных реформ нужен человек достаточно "верный", для того, чтобы в случае чего принять на себя весь удар за все "щепки", которые неизбежно полетят при рубке столь дремучего бурелома. Более того, таким образом, из под автоматически удара выводятся очень влиятельные фигуры, на деле и являющиеся во многом инициаторами и проводниками этих самых реформ, те фигуры. Это и тот же Иванов /реформа армии/, и Чубайс /реформа РАО ЕЭС России/, и Греф / именно его ведомство усиленно "продвигает" мягко говоря, неоднозначные Земельный, Лесной и Водный кодексы/. Наконец, из под удара выводится до лучших времен и господин Козак, чья административная реформа является, по сути, стержневой для того самого "рывка", о котором так настойчиво говорит Президент и против которого так же настойчиво, хотя и как можно более мягко периодически возражал бывший премьер - Касьянов.

Но, с другой стороны, это назначение автоматически вызовет не очень приятные ассоциации со вроде бы навсегда ушедшей в прошлое эпохой ельцинских времен, с непредсказуемыми рывками, кадровыми "рубками" и шоковыми дефолтами. И именно поэтому такое назначение весьма сомнительно – все-таки Путин – не Ельцин, и вместо революционно-разухабистого настроя у него преобладает безжалостный прагматизм.

Если же все-таки такое назначение произойдет, то это будет означать только то, что все реформы не просто активизируются, а будут проходить максимально быстро, жестко и болезненно, вплоть до дефолта и прочих прелестей переходного периода. А после такой хирургии Литвиненко уйдет, освободив место грамотному "стабилизатору", в роли которого могут выступить и тот же Иванов, и Козак, да мало ли, в этом случае список реальных кандидатур может идти на десятки.

К слову, список "темных лошадок" отнюдь не ограничивается одним только ректором Литвиненко. Здесь и производственник Богданов, и недавно образовавшийся, но весьма лояльный Кремлю красноярский губернатор Хлопонин, и еще несколько достаточно неожиданных фамилий.

И.О.

В пользу того, что новым Премьером вряд ли будет Литвиненко, открыто говорят и СМИ: "Новый кабинет министров возглавит экономист-практик. Об этом "Независимой газете" рассказал один из депутатов, "политически близкий к либерально-питерскому окружению" Путина. На просьбу корреспондента издания уточнить, не Кудрин ли это, законодатель ответил, что это было бы наиболее приемлемо, но, скорее всего, на такую роль может быть выдвинут Виктор Христенко. По словам источника, "он менее самостоятелен, а значит, более управляем".

Несмотря на такие достаточно логичные рассуждения, кандидатура Виктора Христенко выглядит все же сомнительной. По всей логике последних высказываний президента, премьером будет все-таки тот человек, который способен инициативно и самостоятельно мыслить и действовать.

Козак: "Шашки наголо, рысью марш, марш!"

Главной и стержневой среди предстоящих многочисленных российских реформ, является грядущая административная реформа. Именно от нее будет зависеть, насколько успешно будут выполняться все остальные реформы в процессе прохождения через горнило чиновничье-административной машины. Автором, идеологом и главным "мотором" этой кардинальной и болезненной для бесчисленного множества чиновников является Дмитрий Козак. Поэтому крайне логично было бы именно ему, а не кому-либо другому дать в руки властный механизм, позволяющий осуществить задуманное. Да и ответственность за это тогда понятно на ком – ты, Козак, это придумал, ты за это и отвечай по полной. И не отговаривайся нехваткой средств – больше, чем у Премьера, средств для достижения цели может быть только у Президента. Это - раз.

Козак полностью подпадает под все, пусть и осторожные высказывания Путина по поводу будущего Премьера. Это и то, что он /будущий премьер/ должен разработать новую структуру правительства /чем не аналог административной реформы на самом верху?/, и то, что Премьер будет "сам решать" дальнейшее развитие налогового законодательства, и т.д.и т.п. Это – два.

Дмитрий Козак является руководителем предвыборного штаба Президента. Это к вопросу о том, насколько близок будет будущий Премьер Путину. По логике вещей - ближе некуда. Это – три.

Есть, впрочем, и у этой фигуры минусы. Учитывая, что политическая ниша российской политики – это президент и точка, то премьер, по логике вещей должен быть скорее "экономическим". Правда, в кругу околопутинских экономистов очень трудно вычислить не "либерала". А ведь президент произвел кадровую рокировку накануне выборов с целью "обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта". И либеральный сценарий способен смутить многих – особенно после провала правых в декабре.

Структура же правительства, пока власть в России – фаткически синоним президентского правления, будет выстраиваться под конкретного человека – Владимира Путина. Да и эффективностью административная реформа Козака пока не сильно отличилась от прочих затеянных преобразований.

И все же административная реформа – единственная, упомянутая Путиным в обращении об отставке правительства: "Своевременное формирование Правительства позволит избежать неопределенности в структурах федеральной исполнительной власти, а следовательно - поддержать работоспособность государственного аппарата, сохранить заданный темп преобразований, в том числе в рамках начатой административной реформы".

"Скажите, как его зовут?"

Конечно, пытаться предсказать кадровые решения на самом высшем уровне в нынешней России – дело крайне неблагодарное. Прекрасно понимая это, СМИ достаточно вяло обсуждают грядущее назначение, готовясь воспринять его как факт, как данность, с которой хочешь не хочешь, а придется мириться.

Считая минуты до объявления фамилии, остается только резюмировать очевидное: во-первых, потенциальный премьер - человек из политической команды Путина, что означает, скорее всего, человек из его личной команды. А поскольку все возможные фамилии названы, откомментированы и… от этого все более сомнительны, политологи дошли уже и до такой "сумасшедшей" мысли, что фамилия нового премьера может совпадать с фамилией президента. Об этом в, частности, накануне заявил глава фонда "Политика" Вячеслав Никонов в эфире РТР. Чуть раньше такую же мысль высказал и главный российский "оракул" Владимир Жириновский. Правда, сам президент с новым премьером обещал общество "познакомить", из чего, казалось бы, следует, что это уж точно не он.

И все же, какой бы не была фамилия  "второго человека", с которым будет заключен контракт на "второй срок", пока Владимир Путин в сознании россиян - "наше все", новый премьер после назначения  обещает стать всего лишь одной из множества составляющих эффективности президентской политики. А вот пока страну обуревает неизвестность - потенциальный кандидат - барометр, по которому, судя по словам президента, обозначатся контуры грядущего курса.



Андрей Николаев