Аналитика


Рабочие Магнитного - заложники металлургической интриги?
Общество | Портреты | Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Экономика | Политика | промышленность | Наука и техника | В России | Спорт

Еще недавно казалось, что "рабочие войны" под окнами домов правительств, шахтерское битье асфальтов и площадей с выкриками " работы и денег!" ушли вместе с ХХ веком. Сейчас попробуй руководитель задержи своим труженикам зарплату – и моментально прокуратура заведет на него административное /а то и уголовное/ дело. Однако Южный Урал, видимо, решил реанимировать " историческую" практику.

22 июля в Челябинске перед зданием областной администрации прошел митинг рабочих Златоустовской аглофабрики. Они требовали своей зарплаты и возобновления остановленного производства. Предистория этого митинга такова.

Аглофабрику не так давно купили свердловские металлурги /ООО "Желдормет"/, наравне с ямальцами /ОАО "Ямальская металлургическая компания"/ они вкладывали в ее реконструкцию деньги. Однако, когда было проинвестировано более миллиона долларов, прежний владелец предприятия "вспомнил", что ему принадлежит целый угол проданного здания фабрики. Подал в арбитражный суд и тот ничтоже сумнящеся ввел на предприятии внешнее управление, наложил на имущество новых владельцев аглофабрики арест, а затем буквально выгнал их с предприятия, остановив тем самым производство и лишив жителей небольшого поселка Магнитка работы и средств  к существованию. Самое печальное, что рабочие в этой истории пострадали неоднократно. Сначала когда были вынуждены наблюдать, как разграбляется кормившее их производство, затем вроде обретя надежду на второе дыхание фабрики-кормилицы, вновь оказались заложниками судебных решений.       

История эта началась давно. Как она зарождалась мы уже писали- "Эффективность бизнеса как задачка для первого класса Госдумы" .  Тогда казалось, что разум возобладал и фабрика вот-вот заработает, воплощая собой идею межрегиональной кооперации /сырье планируется поставлять с месторождений ЯНАО/ и наконец-то кормя семьи жителей Магнитки. Но не тут-то было. Митинг рабочих – своеобразная кульминация "тихой войны".

Руководство ООО "Желдормет", конечно, не намерено мириться с ситуацией. Бизнесмены вложили уже весьма приличную сумму в оживление производства, закупили оборудование, причем под новую технологию. Намерения их более чем серьезны. Арест наложенный судом на имущество, конечно, ничего хорошего в истории возрождения производства на аглофабрике не несет,  но заниматься хозяйственной деятельностью и возобновлять производство свердловским металлургам никто не запрещал. Правда, удастся ли им это – большой вопрос.

Заместитель Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области  Владимир Елистратов: "На Златоустовской аглофабрике идет спор хозяйствующих субъектов. Причем закон – на стороне прежних владельцев. Свердловский "Желдормет", покупая аглофабрику, не до конца оформил сделку, поэтому не является ее полноправным владельцем. Сейчас появился новый претендент /ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат/, который проявил активность. Пока, до окончательного разрешения конфликта, делами аглофабрики по решению суда занимается внешний управляющий "Златоустовского рудоуправления" /аглофабрика раньше входила в его состав/. Да, некрасивая ситуация. Но что поделать? Нужно было правильно оформлять покупку, тогда бы проблем не возникло. Сейчас есть решение суда, которое подтверждает неправомерность сделки. Так что закон на стороне нового собственника. 8, кажется, августа состоится очередное судебное заседание по этому делу".

Генеральный директор ООО "Желдормет" Михаил Гусаров: "Как мы могли неверно оформить сделку?! "По ошибке не учли" – такого не бывает. Покупку фиксировала регистрационная палата, юридические, финансово-контрольные органы. Вместе с ямальцами мы вложили в реконструкцию фабрики более 1 миллиона долларов, погасили большую часть долгов по электроэнергии - около 3 млн рублей. Уже собирались запустить производство, но тут нас выгоняют с предприятия и говорят, что мы не его владельцы".

Свою роль, ровно, как и позицию в этой истории, администрация Челябинской области раскрывает крайне не охотно. Южноуральский губернатор пока не проронил ни слова, а его заместители и министры совершают противоречивые действия и дают кардинально противоположные комментарии. Тому, что говорили раньше. Их мнение о том, кто аглофабрике хозяин, меняется неприлично часто.

Михаил Гусаров: "Перед тем, как купить Златоустовскую аглофабрику, я обратился к президенту Международного союза металлургов Серафиму Колпакову, чтобы тот спросил у Петра Сумина: не возражает ли он против покупки свердловскими металлургами  обанкротившегося предприятия и его запуска. Челябинский губернатор на эту сделку согласился. Даже сказал, что главное  - чтобы предприятие функционировало, а его рабочие получали зарплату. А кто этого добьется – значения не имеет. Однако, когда мы уже готовились запускать фабрику, силовой захват Златоустовской аглофабрики произвела служба безопасности ЧЭМК. Почему-то когда рудник не работал, к нему никто не проявлял внимания. Стоило только его восстановить, так сразу появилась масса претендентов".

Александр Аристов – не последний человек в администрации Южного Урала. Кроме того, что он является владельцем Центра пищевой индустрии "Ариант", "Красногорское", ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", Аристов представляет Законодательное Собрание Челябинской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. На общефедеральном уровне является членом Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, членом Комиссии Совета Федерации по информационной политике, членом Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Михаил Гусаров: "Первоначально на нашей стороне был заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов. Но затем он заявил, что мы неправильно оформили сделку и, следовательно, должны покинуть аглофабрику. Мы пытались отстоять правду в суде, обращались к челябинской прокуратуре, правоохранительным и властным органам, однако все они молчали. Стоило только рабочим провести митинг, как тут же с нами связался Дятлов и предложил провести переговоры. 23 июля состоялась встреча. Был нормальный конструктивный разговор, наконец-то нам пошли навстречу".

23 июля Владимир Дятлов заявил: "Мы будем разбираться в этом конфликте, и содействовать его разрешению. В наших интересах, чтобы фабрика заработала".

Буквально на следующий день, 24 июля, Владимир Елистратов дал Накануне.ру такой комментарий: "На Златоустовской аглофабрике идет спор хозяйствующих субъектов, поэтому правительство Челябинской области не намерено в него вмешиваться. Наша задача – контролировать, чтобы конфликт не перерос в дикие, противоправные действия.  Да, некрасивая ситуация. Но что мы можем поделать? Это 100 – процентное "арбитражное дело". Администрация никоим образом не намерена вмешиваться. Что касается митинга рабочих – это уже эмоции. Я разговаривал с внешним управляющим рудоуправления. По его словам, действительно, была временная задержка зарплаты, но сейчас задолженность уже погашена".

Тем не менее, возвращать аглофабрику Желдормету, а деньги – ямальцам никто, видимо, не собирается. В суд уже подано 14 исков, однако ни один из них не удовлетворен в пользу свердловских металлургов. Несмотря на это, руководство "Ямальской металлургической компании" в ближайшее время намерено подать в суд очередной иск, чтобы попытаться вернуть хотя бы часть вложенных средств. Руководители ООО "Желдормет" решили действовать решительнее. Они направили письмо губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю, обратились за помощью к главе Ямало-Ненецкого автономного округа Юрию Неелову, к заместителю полпреда в УрФО Виктору Басаргину, заместителю генерального прокурора РФ в УрФО Юрию Золотову.

Единственный человек, который мог бы дать всему объяснение и разрешить /а, возможно, и не допустить/ конфликт – губернатор Челябинской области – молчит. В то время, когда чиновники областной администрации сбиваются в комментариях и действиях, противоречат друг другу и сами себе. Что заставляет подозревать их в явном несоблюдении провозглашенного принципа равноудаления бизнеса от власти.  Домыслы усугубляет тот факт, что против бывшего первого заместителя губернатора Челябинской области Виктора Тимашова, некогда курировавшего в области вопросы геологоразведочного комплекса и свердловско-ямало – челябинский конфликт, заведено уголовное дело.

Но главное  все-таки совсем не судебные истории и место рождения бизнесменов. Главное в том, что сотрудники аглофабрики сидят без работы и денег. Магнитка – поселок небольшой, кроме как на руднике, трудиться там больше негде, а переехать в город  - экономически нереально.

Михаил Гусаров: "Сейчас производство стоит. То, что мы восстановили, разворовывают местные жители. Свердловские металлурги уже не раз пробовали прийти на Южный Урал, но всякий раз их, в прямом смысле, выгоняли. УГМК, ТМК… Кому и зачем это нужно – я не знаю. Мы просто хотим работать, производить для отечественных металлургов дешевое и качественное сырье, а людей обеспечивать работой и достойной зарплатой".

Кстати, 29 июля руководство ЧЭМК наконец-таки обратило внимание на рабочих аглофабрики. Челябинцы провели в Магнитке митинг, на котором пыталось "завербовать" тружеников в свои ряды. Любопытно, что в нем даже принял участие глава администрации Кусинского района. Однако рабочие от предложений челябинских претендентов  отказались. В своем-то бедственном положении… Может быть, кто-нибудь скажет решающее слово в этом странном и совершенно непроизводственном конфликте, который напрямую касается жителей всего поселка Магнитный?