Аналитика


Как вылечить Ревду или начало трудного пути женщины-мэра
Портреты | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Победа юриста Анны Каблиновой на прошедших накануне выборах на пост главы администрации муниципальное образование город Ревда и Ревдинский район /Свердловская область/ стала неожиданностью для кого угодно, начиная от структур УГМК /Уральская горнометаллургическая компания/, дочерним предприятием которого является СУМЗ /Среднеуральский медеплавильный завод/, на территории Ревды находящийся, и заканчивая разнообразными загадочными "аналитиками", имеющими непосредственное отношение к областной администрации. Но только не для населения самой Ревды.

Примечательно это событие двумя фактами: на Среднем Урале появилась вторая женщина-мэр, и, что более важно, в борьбе за пост Каблинова уверенно обошла кандидата от СУМЗА /читай – УГМК/ Никитина. И, если первое можно обозначить как еле-еле наметившуюся тенденцию прихода к власти на местах специалистов-женщин, то второе лишь подтверждение уже устоявшейся закономерности. А именно – на протяжении долгого времени УГМК неизбежно и неотвратимо проигрывает почти все политсхватки на областном политическом поле, если ему противостоит более-менее грамотный соперник. Похоже, теперь эта тенденция распространяется и на уровень власти местной.

Предлагаем вашему внимание эксклюзивное интервью, данное избранным мэром Ревды Анной Каблиновой нашему корреспонденту.

– Анна Дмитриевна, прежде всего я хочу поздравить Вас с избранием на пост главы администрации МО город Ревда и Ревдинский район. С чем связано было Ваше решение баллотироваться на пост главы администрации?

– Спасибо и сразу к ответу на вопрос. Четыре года я работала очень тесно с органами исполнительной власти. И как специалист, как юрист видела в их работе очень много ошибок, причем, ошибки эти были очень серьезными. Я пыталась их каким-то образом исправить, разговаривала с представителями Думы, с депутатами, но переломить ситуацию, связанную с нарушениями, в частности при распределении муниципальной собственности я не смогла. Видимо, роль здесь сыграли в первую очередь какие-то субъективные причины.

А пошла на выборы мэра, потому что вижу причины сложившейся негативной ситуации и знаю, как их исправить. Проведу аналогию. К примеру, вы идете в больницу, и вас отправляют на рентген. Как правило, получив рентгеновский снимок, у вас нет желания на него взглянуть, потому что не можете разобраться в том, что там изображено. А для того, чтобы разобраться и определить болезнь, вы несете его к врачу-специалисту. И врач, определив болезнь, уже может ее вылечить.

– Это вопрос желания и умения решать проблемы. Но как быть с возможностями для их решения и с необходимыми для этого ресурсами – в частности, теперь Вам будет необходимо выстраивать работу с городской Думой, целиком состоящей из депутатов от СУМЗа?

– Без этого нельзя. У нас в Уставе четко и ясно записано, что все вопросы мы будем решать в тесном взаимодействии с городской Думой.

– Вы не опасаетесь возможного нагнетания напряженности со стороны нынешнего состава Думы, вплоть до возможной инициации снятия Вас с поста мэра?

– Знаете, я предполагаю, что такая ситуация возможна и оцениваю события реально. Город у нас маленький, все разговоры так или иначе доходят. Но, я думаю, что все-таки восторжествует здравый смысл. Потому в первую очередь все-таки попрошу депутатов Думы открыть Устав города и прочитать его. Ведь Устав – это те правила, по которым мы должны строить свои взаимодействия между главой, Думой и населением.

Мы будем создавать общественные советы, работать будем гласно и все населению рассказывать. Пусть население само судит, кто из нас прав, а кто неправ. Таким образом, мы будем реально привлекать население к принятию решений, придавая реальную значимость самому понятию "народовластие". Создание общественных советов для муниципального образования Ревда и Ревдинский район я считаю очень важным. Проблемы жителей до органов местной власти должны доходить, как должны доходить до жителей и те решения, которые принимает местная власть. Это можно и нужно сделать для того, чтобы власть была действительно подконтрольной народу, его выбравшему. Пусть это будет представитель малого и среднего бизнеса – у них свои проблемы, которые необходимо решать во взаимодействии с властью. Или, к примеру, медики – они специалисты в своем деле, они могут подсказать пути решения вопросов их сферы. Сейчас люди поняли, что последние лет семь развитие города практически было остановлено, а местами был даже откат назад. Столкнувшись с некомпетентностью прошлой администрации, я неоднократно убеждалась, что там не решались проблемы: начиная от самого маленького вопроса и заканчивая очень серьезными. И это не только мое личное мнение, но и мнение населения города. Поэтому команда городской администрации будет меняться совершенно однозначно, несмотря на то, что кадровые вопросы всегда очень болезненны и сложны даже в юридическом плане. Сейчас необходимо подбирать в администрацию людей, которые будут работать только на интересы населения, а не на собственные интересы.

И вот после того, как представители общественности скажут, что: "нам бы лучше сделать вот так", тогда мы будем смотреть, чтобы это было взаимовыгодно, чтобы не нарушались законы, чтобы это не ущемляло других. И дальше самое главное будет наладить контроль. То есть: люди донесли проблему, подсказали, как ее решить, и теперь необходимо будет с учетом этих реалий перераспределять бюджет. А раньше он распределялся безобразно. Больше трети бюджета /он составляет порядка 340 млн. рублей/ уходит на поддержание муниципального предприятия ЖКХ. Но если это муниципальное предприятие – то будьте добры работать с прибылью. Давайте бюджетные деньги тратить на образование, на здравоохранение, на поддержание чистоты в городе, на содержание дорог, на содержание детских садов и так далее и тому подобное.

– Давно и прочно укоренилось мнение, что Ревда – это вотчина СУМЗа. Но за последние лет десять в городе практически, образно выражаясь, "ни одного нового колышка не вколочено".

– Действительно, сегодня СУМЗ для города делает очень мало. Более того, сейчас происходят странные явления. В начале предвыборной компании я знала о 7 миллионах долгах города СУМЗу за тепло. Потом эта цифра вдруг возросла до 14 миллионов, а затем и до 21 миллиона рублей долга. Долги "накручиваются" с бешеной скоростью. На одной из предвыборных встреч с учениками школ представитель от СУМЗа заявил уже о 30 миллионах долга города. И мне уже тогда не по себе стало. А сейчас кое-кто /просто это пока непроверенная информация/ уже называет цифру в 80 /!/ миллионов долга. Думаю, с этим придется очень серьезно разбираться.

И в это время недавно избранные депутаты гордумы от СУМЗа провели за первый месяц работы рекордное количество заседаний, но какими вопросами они занимались? Изменением Устава города, дележом и перераспределением полномочий. В конечном итоге оказались перепутаны вообще все полномочия. Они начали менять структуру органов местного самоуправления и все запутали. В результате, если какие-то чиновники берут на себя не свойственные им функции, то это ведет к превышению полномочий, то есть в конечном счете - к нелегитимности принимаемых решений и, как следствие – к недееспособности власти. И в этом случае нарушение каких-то интересов граждан или причинение бюджету материального ущерба переходит в разряд уголовно наказуемых преступлений. Я два года предупреждала Соколова /бывший мэр Ревды, в результате скандала, связанного с расследованием прокуратуры, ушедший в отставку/, что события будут развиваться именно таким образом. Я предлагала, чтобы не допустить такого развития: "срочно собираем правоохранительные органы, специалистов, обсуждаем ситуацию и исправляем". Не захотели. И сегодня получается, что дума Ревды снова идет не по тому пути, по которому бы следовало.

– Как Вы считаете, какие этому причины? И какие цели преследуют авторы таких инициатив?

– Причину вижу в некомпетентности, а цели… Не могу это утверждать, но я предполагаю следующее. У нас для органа местного самоуправления есть три ключевые фигуры: это председатель думы, глава муниципального образования и управляющий администрации. Управляющий администрации должен прийти на конкурсной основе, в то время как два других руководителя занимают должности выборные. И вот, видимо, они /"сумзовцы" - прим.ред./ рассчитывали, что дума будет под ними, что глава города будет "сумзовский" а третьей ключевой фигуре, по сути, менеджеру-управленцу, они просто решили "перекрыть кислород". А в том случае, если бы им удалось "протащить" человека от СУМЗа на должность мэра, то они сменили бы и управляющего администрацией. Правда, не совсем понятно, зачем это было надо, неужели они не осознают, что в первую очередь это – ответственность перед жителями.

– Мы с Вами выяснили– "почему?", частично затронули вопрос – "зачем?", а теперь остается самый, пожалуй, главный вопрос – "как?".

– Первое: я считаю, что средства местной власти должны уметь зарабатывать деньги. То есть не просто сидеть сложа руки и ждать, когда поступят налоговые отчисления, для того, чтобы их распределить. Нужно уметь средства зарабатывать и привлекать их. Ведь муниципальное образование – это самостоятельный хозяйствующий субъект, который должен зарабатывать деньги. Зарабатывать их можно по-разному: можно создавать муниципальные предприятия и требовать, чтобы они были не убыточными, а приносили доход в бюджет. Это лишь один из путей. Естественно, нужно убеждать людей и руководителей предприятий, чтобы они добросовестно платили налоги. Нужно создавать условия для работы,  чтобы не было оттока трудоспособного населения из города. Хотя представители СУМЗа на выборах неоднократно пугали жителей, что если они не выиграют выборы, то СУМЗ перерегистрируется как юридическое лицо уже где-то в Пышме или еще где-нибудь, и "уведет" деньги из Ревды. Но это не более, чем предвыборная  пропаганда. Ведь основные налоговые поступления от СУМЗа – это налог на землю, а ревдинская земля никуда не денется, и этот налог они платить будут именно в местный бюджет. Кроме того, важная составляющая – это отчисления с подоходного налога, которые тоже отчисляются туда, где предприятие фактически расположено. Все остальные налоги достаточно невелики и не решают суть проблемы.

Кроме того, я намерена активно сотрудничать с областной властью и добиваться того, чтобы в полном объеме исполнялись законы, предусматривающие выделение субсидий для малоимущих, для решения иных социальных программ. И, я считаю, что задача областного бюджета - распределять средства по возможности равномерно.

– Анна Дмитриевна, так получилось, что Вы стали главой города в очень сложный период, когда сверху идет административная реформа, и возможности муниципалитетов урезаются существенно, причем, в каком виде реформа дойдет на места, еще не совсем понятно. Не опасаетесь, что будет сложно работать?

– Конечно, сложно, но не сложней, чем кому-нибудь из моих бывших оппонентов. Более того, мне по сравнению с ними будет гораздо легче, потому что все-таки я юрист, знаю законодательство и умею с ним работать. И думаю, что постепенно все станет на свои места. И, я не считаю, что на этих выборах была какая-то скандальность. Видимо, сейчас время такое, что выборы проходят именно так, и у людей есть действительный выбор. Шла нормальная борьба, выборы закончились именно с таким результатом, и теперь всем надо просто "засучить рукава" и начать работать. 



Андрей Николаев