Нефтяной отрасли прогнозируют скорый спад и чем дальше, тем упорнее и доказательнее становятся эти прогнозы. Накануне состоялось сразу два весьма масштабных и представительных разговора на нефтяную тему. Один в Москве, где с 18 по 20 мая проходил форум "Нефть России: настоящее и будущее", второй – в Когалыме /ХМАО/ - неформальной столице "ЛУКОЙЛа", где состоялось выездное расширенное заседание Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию, в котором приняло участие около 30 депутатов.
Самое любопытное заключается в том, что, хотя люди в совещаниях участвовали разные, содержание двух разговоров оказалось как два брата-близнеца – те же темы, а главное – те же выводы. Основной и самый общий вывод - во всем виновато государство. Будущая стагнация отрасли связана в первую очередь с тем, что на протяжении последних лет ни законодательная, ни исполнительная ветви власти так и не смогли создать условия для развития нефтяной отрасли. И сегодня нефтяная промышленность вплотную подошла к порогу, за которым начинается спад. " С 2006 года возможно снижение темпов роста добычи, а уже с 2011 они могут стать отрицательными", – заявил зампред комитета Госудумы по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский.
Основной причиной снижения показателей "нефтянки" Прозоровский называет недофинансирование геологоразведки и, как следствие, снижение темпов открытия новых месторождений. "В 2003 году прирост нефтяного фонда составил 400 млн тонн, что существенно меньше объемов добычи. Кроме того, структура запасов постоянно ухудшается – средняя отдача скважины уже снизилась на треть, а к 2010 году доля труднодоступных месторождений достигнет 70%" - добавил на московском заседании Владимир Прозоровский.
"В свое время субъекты федерации финансировали геологоразведку и мы вышли через четыре года работы на показатель, когда прирост запасов стал опережать объемы добычи нефти в автономном округе, - вторил в Когалыме зампреду комитета Госдумы югорский губернатор Александр Филипенко, - но в связи с отменой ВМСБ /налога на восстановление минерально-сырьевой базы/ мы провалились в два с лишним раза. При этом из собственных средств мы в течение ряда лет продолжали выделять от 5 до 1,5 миллиардов рублей для того, чтобы поддержать хотя бы начатые программы геологоразведочных работ".
Александру Филипенко вторил хозяин Когалымской встречи генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь" Владимир Некрасов. Он отметил, что в связи с отменой платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, начиная с 2002 года, финансирование геологоразведочных работ осуществлялось за счет кредитов и займов в размерах 1,2 – 1,3 миллиарда рублей в год. Этого явно недостаточно и соответственно прирост запасов нефти сокращается. По словам Владимира Некрасова, восполнение ресурсной базы возможно также за счет покупки лицензионных участков с промышленными категориями запасов на аукционах, но мораторий Министерства природных ресурсов на эти мероприятия лишил нефтяные компании и подобных возможностей.
Непрофессиональные действия федеральной власти привели к тому, что были загублены даже те здравые ростки, которые удалось выпестовать самим нефтегазодобывающим регионам. Региональные законодательства Югры и Ямала имеют десятки усовершенствований, принятых в развитие федерального законодательства. Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла порядка 60 законов, связанных с нефтегазовой проблематикой, однако от некоторых из них в Югре были вынуждены отказаться, как от несоответствующих федеральному законодательству. Среди них - закон Ханты-Мансийского автономного округа "О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории ХМАО". Он действовал всего лишь 2,5 года, но за этот недолгий период позволил ввести в эксплуатацию 15 новых нефтяных месторождений.
"Федеральный центр получил от действия этого закона 12 миллиардов рублей налогов, а автономный округ еще 6 миллиардов в свой бюджет. Нефтяные компании смогли вложить сэкономленные средства в развитие нефтяных месторождений, в чем и состояла идея принятия закона. Но в связи с принятием нового Налогового кодекса, окружной закон пришлось отменить. Принятие подобного федерального закона помогло бы усилить эту работу и дать большой эффект для страны в целом", - заявил Владимир Карасев, заместитель председателя правительства Югры по вопросам недропользования. Кроме того, он добавил, что для разработки новых месторождений нефтяным компаниям делались "налоговые каникулы". Они рассчитывались на 60 месяцев с момента получения первой нефти, в этот период компания не облагалась налогом на добычу полезных ископаемых. "Мы следовали принципу: либо вообще ничего государство не получает, либо у нефтяных компаний появляется стимул и мы, потерпев некоторое время, потом получаем полновесные налоговые поступления", - сказал Владимир Карасев.
Правительство РФ, между тем, как будто бы особо и не волнует получение полновесной прибыли от нефтяной отрасли. Ни прямо сейчас, ни, тем более, в перспективе. " Почти два года назад я возглавил комиссию Госсовета, которая занималась этими вопросами. Мы выработали концепцию природопользования и недропользования, которая была одобрена Президиумом Госсовета, рекомендована правительству для того, чтобы на этой базе были сформированы законодательные акты и, прежде всего, закон о недрах, - объясняет губернатор Югры, - Я должен сказать, что с того времени появились как минимум дюжина различных вариантов законопроектов, но не появилось ни одного принятого документа. На одной из последних встреч с Президентом Владимиром Путиным я попросил его, чтобы он тверже сказал всем о том, что соревнование в нормотворчестве между Минэкономразвития, Министерством природных ресурсов, Госдумой надо прекратить".
В результате моратория, который наложило Министерство природных ресурсов на проведение аукционов, на поиск и разработку новых месторождений, Россия потеряла два года, при том, что желающих участвовать в геологоразведочных работах имеется достаточно. Очевидно, что эти двухлетние "каникулы" не пройдут бесследно. Ни у кого не вызывает сомнений, что нефтяная отрасль имеет перспективу только тогда, когда прирост новых месторождений производится хотя бы в объеме, равном добыче. В противном случае происходит проедание далеко не бесконечных запасов, созданных еще в советские времена. Решение проблемы состоит в создании механизма, стимулирующего развитие геологоразведки за счет частного капитала, при этом полностью учитывающего интересы государства.
Сегодняшняя модель, когда нефтяная компания А вкладывает значительные средства в геологоразведку, потом открытое ею месторождение выставляется на аукцион, который по миллиону причин может выиграть нефтяная компания В, а А в этом случае остается у разбитого корыта, уже во всей красе продемонстрировала свою непригодность. Наиболее реалистичная схема стимулирования геологоразведки, из озвученных до сегодняшнего момента, если инвестор решил потратиться на геологоразведку, то он и должен иметь право на разработку месторождений. Нефтяники с удовлетворением отмечают, что государство все больше склоняется к этой точке зрения. На заседании президиума Госсовета, которое состоялось в конце апреля в Салехарде, эта стратегия прозвучала из уст близкого президенту человека – главы "Газпрома" Алексея Миллера. Однако официально принятого документа до сих пор нет, а потому перспективы стагнации нефтяной отрасли вырисовываются все более четкие.
Причем, в первую очередь в этой ситуации пострадают те компании, которые сейчас наиболее активно наращивают добычу, – ЮКОС, "Сибнефть", ТНК-BP. " К примеру, по прогнозам, рост добычи на Самотлорском месторождении должен смениться резким падением. Самотлор грохнется так же, как и рос. Точно так же грохнутся и эти компании", – пообещал на заседании форума "Нефть России" госсоветник при президенте Татарстана по вопросам недропользования, нефти и газа Ренат Муслимов.
Цифры свидетельствуют о том же - с 2000 по 2003 годы прирост добычи нефти и газового конденсата превысил 110 млн тонн /около 33%/. В 2003 году было добыто около 420 млн тонн нефти, что на 42 млн тонн больше, чем годом ранее, в 2004 года прогноз добычи составляет 432 млн тонн, сообщает РБК. При этом в 2003 году было открыто нефтяных запасов всего лишь на 400 млн тонн, то есть на 20 млн тонн меньше, чем было взято из недр. Если ситуация не изменится, то уже с 2006 года темпы прироста добычи начнут сокращаться, с 2011 года речь о росте вообще идти не будет и начнет сокращаться сама добыча, а через 10-15 лет истощатся все основные месторождения. Этот сценарий будет выполнен, если государство не изменит свою политику в отношении отрасли.
Некоторые депутаты и чиновники прямо в ходе заседания каялись в бездействии, признавали свои ошибки и обещали приложить усилия ради сохранения и развития нефтяной отрасли страны. Насколько искренними были их слова – покажет время, а вот всерьез прислушиваться следовало к депутатам Госдумы от ЛДПР, которые присутствовали на обоих заседаниях и, как это ни фантастично, несмортя на расстояние, говорили совершенно идентичные вещи. В Когалыме депутат от ЛДПР, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Василий Тарасюк, заявил о необходимости усиливать государственное регулирование, контроль и влияние над большинством процессов в нефтяных компаниях, начиная с кадровых и заканчивая стратегическими задачами развития, чем вызвал негодование присутствовавших нефтяников.
А на московском заседании, где лично присутствовал главный либерал-демократ страны Владимир Жириновский, было еще веселее. Во всех проблемах отрасли, считает Жириновский следует винить не государство, а самих нефтяников: " В нашей нефтянке хромает кадровый вопрос, причем в руководстве отрасли". А, раздавая интервью в кулуарах заседания, лидер ЛДПР высказался совсем уж не либерально: " Передача нефтяной отрасли России в частные руки была ошибкой. Нужно было оставить одну компанию – "Нефтепром" – по аналогии с "Газпромом", а частным компаниям отдать разработку мелких месторождений". Можно в очередной раз назвать Жириновского клоуном и шутом, меж тем давно не секрет, что Кремль использовал и продолжает использовать его как бессменный рупор для вброса наиболее спорных и скандальных идей в общество с тем, чтобы получить обратную реакцию и на основе этого мониторинга формировать дальнейший план внедрения этих замыслов.
Создание "Нефтепрома" в России, то есть фактическая деприватизация отрасли, выглядит сегодня настолько же невероятным, как, еще недавно, возможность заключения за решетку самого богатого человека страны или проанонсированное когда-то Жириновским объединение регионов, которое кое-где уже началось, а там где еще не началось – там бурно обсуждается и губернаторы уже вовсю в уме примеряют перспективы этого процесса на себя. Совсем не обязательно, что будет создан именно "Нефтепром" и именно в таком виде, но общество должно узнать от Жириновского про то, что во всех бедах отрасли виноваты именно "нефтяные генералы", а сами "генералы" должны знать, что возможность создания "Нефтепрома" уже прощупывается.
В эту же канву замечательно ложится и другая информация, озвученная уже официальными правительственными источниками – что в 2003 году Россия заработала на нефти 50 млрд долларов. 25 млрд государство получило в виде налогов и отчислений, а еще 25 осталось в карманах нефтяников. Во всем мире государство получает 70-80 процентов прибыли от реализованных углеводородов, нефтяники в лучшем случае – 30. И то, что в России порядки пока другие – деление 50 на 50, должно демонстрировать обществу, что никто нефтяников не обижает и что, если они начинают говорить об ущемленных государством правах и о том, что у них нет денег на развитие и геологоразведку, то это все жадность и инсинуации.
Если же по-существу, то ситуация по-прежнему патовая: государство видит в нефтяниках объект, который можно и нужно крепко прижать, именно в этом направлении формирует общественное мнение и слишком нехотя и неторопливо идет к ним навстречу с точки зрения принятия конструктивных законодательных решений. Нефтяники же не желают рисковать в этих условиях ни одним лишним рублем, зная, что если государству дашь погрызть хоть палец, оно откусит по локоть, в лучшем случае...