Общество
|
Свердловская область
|
Свердловская область
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
Курганская область
|
Челябинская область
|
Ямало-Ненецкий АО
|
Тюменская область
|
В России
|
Уральский ФО
Одной из самых обсуждаемых тем не только на Урале, но и в России в последнее время стала авиация. Аэропорты-хабы, задержки рейсов, возрождение авиапрома, безопасность полетов, информационные войны в "воздушном пространстве" наконец. Между тем, во всех этих вопросах порой объективно не хватает независимого взгляда, чтобы посмотреть на проблемы с разных точек зрения. К такому выводу приходят и эксперты от авиации: только открытое, а потому иногда и острое, но, тем не менее, необходимое обсуждение проблем может помочь найти правильные решения. Об имидже и ребрендинге, о ценах и доходах, о задержках и хабах в интервью Накануне.RU рассказал главный редактор ведущего российского информационно-аналитического портала в сфере авиации АвиаПорт.RU Олег Пантелеев.
Вопрос: Что сегодня, на Ваш взгляд, определяет выбор пассажиром авиаперевозчика: стоимость услуг, качество или даже имидж? На что стоит седлать акцент компаниям, чтобы завоевать новых клиентов?
Олег Пантелеев: Тут все очень просто. Действительно, в краткосрочном периоде ценовой вопрос является очень важным. Если есть предложение "500 рублей – в один конец" за несколько тысяч км – любой, как говорится, "клюнет". Но когда есть возможность выбора из более-менее равных, большую роль играет и бренд. Бренд – это долгосрочные инвестиции, которые не окупаются сиюминутно, но, в результате, мы видим, что те компании, которые осознали его важность и изменили свою внутреннюю структуру, а не только логотип, выигрывают. Мы видим, что меняется отношение к тем авиакомпаниям, которые провели ребрендинг. Примеры таких компаний: "Аэрофлот" – усиливает свои позиции на рынке, "S7 Airlines" – демонстрирует очень приличный рост, несмотря на все те происшествия, которые у них были, они остаются лидерами по внутрироссийским перевозкам. "Ют-Эйр" – одна из самых динамично растущих в России компаний, "Уральские авиалинии" – хотя пока еще не завершили ребрендинг, но, так или иначе, процесс пошел, и мы видим, что компания растет, обновляет парк, перешагнула миллионный рубеж – знаковый показатель.
Вообще, "Уральские авиалинии" занимают очень интересное место в авиационном бизнесе в России, потому что это крупнейший именно региональный перевозчик, у которого база не в Москве. У всех других компаний очень большой объем перевозок выполняется именно из Москвы, у "Уральских авиалиний" – из Екатеринбурга, и теперь уже и из Челябинска – это вторая крупная база. |
Еще раз вернусь к ребрендингу – самый яркий пример, без сомнения здесь, - "S7 Airlines". И эти "зеленые человечки" (фирменный знак компании – прим.
Накануне.RU) может быть еще вчера не воспринимались, но люди привыкнут к тому, что "зеленые человечки" – это массово, доступно, возможность попасть в любой конец страны, и авиакомпания сможет сохранить свою позицию на рынке, несмотря на то, что конкуренция, в общем-то, не ослабевает.
Вопрос: Никак нельзя обойти вопрос создания хабов в стране. Какими качествами, и не только техническими, на ваш взгляд, должен обладать современный российский аэропорт, чтобы иметь право называться хабом?
Олег Пантелеев: Если мы возьмем американский подход, то хабом может называться любой аэропорт, который обслуживает свыше 5 млн пассажиров в год.
С этой точки зрения, ни один аэропорт, который находится в России за пределами Москвы или Санкт-Петербурга, не хаб, и в ближайшие годы хабом называться не будет. |
Если говорить о том, что хаб – это тот аэропорт, где есть высокий процент транзитных пассажиров, делающих в этом городе и в этом аэропорте пересадку, то ключевой момент – это технологии, обеспечивающие быструю и удобную пересадку, и авиакомпании, обеспечивающие широкую маршрутную сеть, и эти самые пересадки. Что мы видим? Если пассажир летит с Дальнего Востока в, допустим, южный регион – Минеральные Воды, Самару, куда-нибудь еще – он сегодня вынужден лететь преимущественно через Москву. По пути у него есть несколько крупных городов. Это Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург.
Пересадка в каждом из которых сокращает время и дальность, ну и, соответственно, потенциально, дешевле. Вопрос стоит лишь в том, чтобы авиакомпании, базирующиеся, в данном случае, в "Кольцово", имели хорошую маршрутную сеть по охвату – по количеству пар стыкуемых городов, и, главное, по частоте. Если каждое направление отрабатывается дважды в день, схема может работать. Ну и тогда уже организуются так называемые волны стыковки, когда в одно и то же время все самолеты слетаются, пассажиры пересаживаются кому куда надо, и спустя, условно говоря, час, разлетаются. Правда, с учетом нашей погоды желательно, конечно, время на стыковку задать побольше, чтобы не было сбоев.
Если это работает, то хабовая схема, предложенная минтрансом РФ, будет эффективной. И из соседних с Екатеринбургом городов люди, которым нужно лететь за границу, слетаются в "Кольцово", а потом уже отсюда они могут улететь в любую точку Европы. Давайте посмотрим, что сегодня доступно из Екатеринбурга: Германия, Чехия, Франция, плюс юга – Турция, Египет, другие курортные направления.
Увеличится количество направлений, появятся удобные стыковки и рейсы – значит, действительно, бизнесмены из того же Челябинска, Магнитогорска, Перми – они полетят через Екатеринбург, у них будет очень просто и выгодный маршрут. |
Вопрос: Как вы считаете, может ли екатеринбургский аэропорт "Кольцово" стать хабом?
Олег Пантелеев: Тут вот какое дело. Какова позиция руководства аэропорта: мы строим, активно развиваем этот комплекс, но заплатить за это должен имеющийся сегодня пассажир.
Позиция авиакомпаний, и не только в России, но и во всем мире, - вы [аэропорт] предоставьте нам больше возможностей, чтобы мы привезли больше пассажиров, и тогда, с каждого пассажира снимая туже "копеечку", вы получите средства на дальнейшее развитие, или, точнее, на возврат вложенных средств. |
Понятно, что это взаимопересекающиеся позиции. Сегодня, естественно, всех сборов, которые получает аэропорт, объективно не хватает для того, чтобы с какой-то минимальной рентабельностью строить новые объекты. А строительство новых объектов просто необходимо для развития аэропорта. Получается замкнутый круг. А может быть такая ситуация, когда тарифная составляющая, привносимая аэропортом, немного сокращается, сокращаются тарифы авиакомпаний, увеличивается подвижность населения, и оборот, который может в результате получить аэропорт, также может увеличиться.
Я не имею точных расчетов, но мы видим, что, по сути, "Уральские авиалинии"
"обвалили" цены очень серьезно. Спрос на дешевые билеты очень большой, и, соответственно, если мы возьмем показатели января 2007 г. – я думаю, что у компании они заметно выросли по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Не исключено, что и на финансовом положении аэропорта это тоже скажется.
Но мы понимаем, что управляющая компания в аэропорту во главе с господином Максимовым – это опытные менеджеры, хорошие инвесторы, для них это нормальный бизнес-проект.
Я бы хотел пожелать и им, и "Уральским авиалиниям" успеха.
Вопрос: Еще один актуальный на сегодня вопрос – задержки рейсов. Что-то просто ужасное происходит с компаниями, особенно после нового года. Чем это можно объяснить?
Олег Пантелеев: Все очень просто. Программы, которые выстраивают компании, - так называемые чартерные цепочки, являются достаточно напряженными.
Самолет, для того чтобы приносить деньги "в клювике" авиакомпании, должен как можно меньше стоять на земле и как можно больше находиться в воздухе. Время в воздухе сократить нельзя, к сожалению. А если где-то произошла задержка, она начинает накапливаться. В одном аэропорте самолет чуть-чуть опоздал – пропустил свой слот на вылет, пока он согласовал новый – накопилась задержка. И она может стать критической. |
Поэтому авиакомпании должны иметь какое-то количество резервных самолетов, которые в случае необходимости срываются и летят забирать "зависших" пассажиров.
Дальше вопрос заключается только в том, что технология организации этих рейсов должна позволять сделать все оперативно. И мы понимаем, что если задержка идет на два часа, то нет смысла высылать самолет, потому что резервный борт пока долетит – уйдет больше времени. Авиакомпании все это просчитывают, и, понятно, здесь порой вмешивается экономика. Они понимают, что все-таки вывезут пассажиров, но только придется немножко подождать.
Но есть один момент, о котором нужно сказать. Существует так называемые категории ИКАО, которые присваиваются аэропорту, и бортовое оборудование самолетов, и квалификация пилотов должны категории соответствовать.
Для справки: ИКАО - International Civil Aviation Organization – международная организация гражданской авиации- специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения. ИКАО выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией. Речь идет о том, что есть ограничения по погодным условиям, когда видимость – вертикальная и горизонтальная – должна быть не менее чем определенный для каждого типа самолета минимум. Так вот, когда, например, в "Кольцово", будет построена третья полоса, которая будет соответствовать этим требованиям, и будут прилетать "Аэробусы", которые тоже соответствуют таким требованиям, этот метеоминимум будет сокращаться.
Если раньше, например, при видимости 800 м уже нельзя было садиться, то с приходом новой техники и на новой полосе вероятность того, что самолет попадает в нелетную погоду, будет сокращаться. И, соответственно, будут сокращаться и задержки. Пример очень простой – Европа, где регулярность выполнения рейсов и процент задержек более чем на 15 мин меньше чем в России. |
Понятно, это более мягкий климат, но и соответствие большего количества аэропортов и самолетов международным требованиям там значительно превосходит российское.
Вопрос: А вот
министр транспорта РФ Игорь Левитин назвал еще одну причину задержек – мол, компании испугались аварий, и стали перестраховываться и перепроверяться перед вылетами.
Олег Пантелеев: Конечно, министру виднее, но я не стал бы наверно говорить об этом всерьез. Не то чтобы компании испугались, ведь требования, которые предъявляют к перевозчику западные арендодатели, очень жесткие. Если компании не обеспечивают безопасность эксплуатации того самолета, который она взяла в лизинг, она очень скоро это ощутит на своем кошельке. Поэтому выгодно перестраховаться и "вылизать" самолет и быть уверенным в том, что пусть и с задержкой, но самолет долетит в безопасности. Поэтому наоборот, вопрос отношения с западными компаниями очень серьезно дисциплинирует наших перевозчиков.
Совет от Олега Пантелеева – как определить хороший аэропорт?
Олег Пантелеев рассказал
Накануне.RU самый простой, "обывательский" способ определить, насколько хорош аэропорт, в который вы прилетели.
Если, выйдя из самолета, вы по заметенному снегом полю идете до здания аэропорта, а потом через калитку выходите в город – аэропорт, определенно,
плохой.
Если до здания вас довозит специальный автобус, и выходите вы в зал прилета, - аэропорт можно назвать
средним.
А если вы сразу попадаете в зал прилета по телескопическому трапу, а от аэропорта в город вас довозит специальная скоростная электричка, - аэропорт можно отнести к разряду
хороших.
Анастасия Мотовилова