Аналитика


Северных аборигенов стало больше, но они не стали жить лучше
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | научно-исследовательские центры | Россия | Наука и техника

Матерям-одиночкам лучше записывать родившегося ребенка как ханты. Или как вариант – манси, шутят управленцы соцзащиты на Севере. Тогда у него будет и квартира, и льготы. А, когда не шутят – готовят и продвигают массу программ по защите коренных малочисленных народов Севера.

Хотя, могут ли они теперь претендовать на звание малочисленных – большой вопрос. По итогам последней переписи населения аборигены умудрились подрасти количественно в полтора раза. Сегодня их только в Югре более тридцати тысяч. Участвовавший в совещании, о котором речь ниже министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сообщил, что та же перепись гласит: в среде малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока отмечается рост рождаемости на 17, 5 % и снижение младенческой смертности. Однако, как утверждает уже другая  - УрФОшная статистика от того, что их стало больше, лучше жить они не стали.

Накануне в Ханты-Мансийск решать проблемы  местных аборигенов прибыл полномочный представитель президента РФ в УрФО Петр Латышев.

На совещании по реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в УрФО» руководителям органов госвласти ХМАО-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Тюменской и Свердловской областей уральский полпред заявил: «В течение последних лет положение коренных народов удалось стабилизировать. Принят ряд федеральных законов в их интересах. Особый вклад в реализацию федеральной программы по улучшению быта коренных народов вносят субъекты РФ – ХМАО, ЯНАО, где эти программы решаются на протяжении лет».

"Ни в одном субъекте федерации нет таких положительных показателей как в Югре," - заметил полпред. Но тут же с сожалением добавил: «Бюджетные заявки от субъектов РФ учтены менее чем на пятнадцать процентов». За три года ХМАО получил из федерального бюджета 37 миллионов рублей, исключительно на нужды коренного населения. Однако теперь - после переписи  стало ясно, что данная сумма – капля в море, и составляет примерно 0,5% от средств выделяемых окружным бюджетом.

Губернатор Югры Александр Филипенко считает, что «прежде надо сконцентрировать ресурсы, так как эти тридцать миллионов, они размазаны по широкому спектру проблем, и потому даже одной проблемы не решают. Надо все-таки определиться с приоритетами и добиться существенного увеличения федерального финансирования». Кстати, Минэкономразвития до сих пор внесло изменений в методику подсчета ущерба, наносимого землям традиционного землепользования. Но у аборигенов, занятых сбором дикоросов, рыбной ловлей, оленеводством, заготовкой пушнины главная трудность сегодня даже не где собрать, заготовить, засолить, а как переработать, транспортировать и реализовать.

По словам губернатора Югры, сейчас можно констатировать, что удалось сделать главное – сохранить среду обитания: «Для ханты и манси – северных людей, ведущих традиционный образ жизни, тайга, кусочек реки, тундра – как для российского пахаря – пашня, без этого он теряет свои этнические особенности».

А сохранение традиционного природопользования весьма затруднено в результате промышленного освоения территории округа. Ключевые отрасли хозяйства коренных малочисленных народов севера: оленеводство и рыбная ловля сегодня под угрозой исчезновения. Эпоха большой нефти до предела обострила проблему этнического выживания коренных жителей округа.

Петр Латышев отметил, что необходимо в ближайшее время: «Определить механизмы выплаты компенсаций хозяйствам коренных народов за ущерб землям традиционного природопользования. Приоритетной должна стать особая государственная поддержка малочисленных народов, которые живут коллективно, общинами, руководствуясь древними традициями предков. Органы власти должны участвовать в формировании отношений между субъектами экономической деятельности и общественными организациями малочисленных народов. При этом, отстаивая права и создавая условия и для тех, кто ведет свой бизнес на северных землях соответствующим образом, и устранять тот ущерб, который наносится угодьям».

Губернатор ХМАО, в свою очередь, отметил, что окружным властям удалось улучшить уровень жизни аборигенов и укрепить их традиционные промыслы. Однако, «чтобы коренное население имело достаточный доход для развития самобытной культуры и обычаев, главное - эффективно решить проблему экономического базиса, которые сегодня решаются труднее всего. Это необходимо для того, чтобы коренной народ, этнос, люди занимающиеся традиционным землепользованием, выражаясь по научному, могли инвестировать полученные доходы в свою экономику, которая по закону подлости представлена как раз отраслями в крайне депрессивном состоянии».

В 2003 году подписано одиннадцать соглашений между общественными объединениями и промышленниками, всего их стало двадцать шесть.

В ХМАО только когда включился договорной процесс между недропользователями и владельцами земель, тогда коренные народы впервые ощутили себя полноправными хозяевами своих угодий.  

Впервые коренные жители смогли получить реальную и ощутимую помощь от недропользователей. Нефтяники, посягнув на территорию аборигенов, обустраивали им родовые угодья, давали рабочие места, обучали детей. Но, приняв как должное заключение договора с аборигеном, арендаторы богатых земель чуть было не породили иждивенчество. Со временем, полностью вытесненные со своих земель, аборигены потянулись в город. А там, хоть и работает активно окружная программа  «Жилье аборигенам», обеспечить всех возможности нет.

Если в Ханты-Мансийском округе за 2003 год было выделено 238 квартир, в ЯНАО  за год улучшили жилищные условия только 12 семей.  Без учета кочевого населения в ХМАО – три с половиной тысячи коренных северян стоят в очереди на жилье.

Правительству северного округа это дополнительная трудность /жилье на севере – самая острая проблема, получить его можно разве что тем самым матерям-одиночкам, упомянутым выше/. Остальных сегодня согласны поддерживать, развивать, спасать, возрождать, согласно принятым программам: «Спасение Югры», «Возрождение Ямала» и др.

Как заверил уральский полпред Петр Латышев, подводя итоги совещания, коренной малочисленный народ не забудут в любом случае:«Дальнейшая поддержка развития и улучшения жизненных условий северных народов не прекратится». А, вероятно, даже улучшится. Поскольку, родовая северная община, как гласит статистика, уже не вымирает, а растет.  

Кратка справка. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами.

Г.С. Дунин-Горкавич- исследователь начала века, побывавший в этих краях так описывает хантов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки". 

И.Г. Остроумов /1904 год/ дает вогулам следующую характеристику: "По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство".

Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским /югорским/; в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.

Существует точка зрения, согласно которой, предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита /6 тысяч лет до н.э./, а в эпоху неолита / 4 тысячи лет до н.э./ выделились протосамодийцы и протоугры. Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами. Некоторые ученые предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.

По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тысяче лет н.э. Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, скорее всего, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири. Подобные контакты были и позже: в 7-8 вв. - со Средней Азией и северо-восточным Ираном, в 10-м - с Волжской Болгарией через Урал.

В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтническом контактировании. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей. Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности - материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.

Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами.

Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена /13-14 вв./. В 15-16 вв. у хантов, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах. Но после походов Ермака в 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.

Все эти культурно-исторические и этнические процессы несомненно повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры хантов и манси.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая /без разреза, надеваемая через голову/, у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.

               Редакция благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу губернатора Югры