В праздник Вознесения Господня, 17 мая, в России состоится подписание одного из самых важных документов в религиозной истории, которого ждали еще в прошлом веке. Через 90 лет после раскола две ветви православия – Русская Православная церковь (РПЦ) и Русская Православная церковь за рубежом (РПЦЗ) собираются подписать Акт о каноническом общении. Документ, которым, фактически, будет поставлена точка в почти вековом расколе русских православных христиан.
История раскола началась в начале ХХ века после революции в России. Как известно, коммунистическая власть, в первые годы своего правления, была настроена очень агрессивно по отношению к любым религиям.
Так как на тот момент РПЦ занимала главенствующее место (а до революции являлась и государственной) – то и удар достался ей самый сильный. Многие священники были казнены при сносе храмов и церквей. Кто-то оказался выслан за пределы страны, кто-то решил сам эмигрировать. Между тем, многие остались в России (тогда уже – СССР), и попытались продолжить свое служение в рамках дозволенного властями. Между теми, кто оказался за рубежом, отказавшись признать советскую власть, и теми, кто согласился с этой властью сотрудничать, и произошел тот самый раскол. |
канонических разногласий среди этих ветвей православия не было – раскол веры произошел из-за раскола в политике. РПЦЗ никогда не соглашалась признать советскую власть законной, и, фактически, ее представители, бывало, относились к представителям РПЦ с презрением, как к предателям истинной веры. РПЦ не оставалась в долгу, называя РПЦЗ беглецами, оставившими страну и паству в самый тяжелый момент. |
Протоиерей Максим КозловЛучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.
После путча 1991 года РПЦЗ активизировала работу в России. Если раньше церкви сотрудничали – и РПЦЗ помогала РПЦ теми же книгами и прочей церковной утварью, с которой в годы СССР было достаточно тяжело, то в 90-е годы РПЦЗ решила "вернуться на родину". Однако вернуться не как часть РПЦ, а самостоятельно – и с этой целью на территории России, которую, напомним, РПЦ считает "своей" территорией, начали создаваться административные органы РПЦЗ.
Эксперт по истории Православной церкви Алексей СветозарскийВ первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ принялось за создание параллельных церковных структур в экономической территории РПЦ. Сегодня, это так же следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной.
Осудили, надо отметить, настолько, что сейчас полностью признали главенство Московского Патриархата.
Протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии Московского патриархата по диалогу с РПЦЗРусская зарубежная церковь после подписания Акта станет самоуправляемой частью единой поместной Русской церкви, управляемой Патриархом Московским и Всея Руси. Это означает, что она сохранит свое собственное административное управление. То, которое сложилось за десятилетия предыдущей жизни. Тем не менее, будет восстановлено каноническое единство. О временном характере разделения и раньше говорила РПЦЗ, воспринимая себя в качестве неотъемлемой части единой русской поместной церкви, которая "временно самоуправляется на соборных началах до упразднения в России безбожной власти".
Критики процесса объединения называли в качестве одной из причин как раз административные противоречия. Любая религия – это немалые деньги, и у каждого руководителя, насколько бы честен и праведен он не был, свое мнение, куда и на что их направить. По сути дела, конфликт был решен в пользу РПЦЗ.
Протоиерей Николай БалашовВсе вопросы внутренней администрации, юридические, хозяйственные и материальные, останутся в ведении зарубежной церкви. Руководство будет по прежнему осуществлять ее архиерейский синод и периодически созываемый архиерейский собор. Председателем синода является митрополит Лавр. Вместе с тем архиереи РПЦЗ будут полноправными участниками соборов РПЦ, будут участвовать в жизни и управлении РПЦ.
Однако все же в первую очередь от объединения выгоду получат не представители РПЦ или РПЦЗ. В конце концов, если священник именно священник, а не бизнесмен, то деньги для него лишь средство, а не цель. Главный же плюс в этом объединении – это явное увеличение влияния на то, что происходит в мире. На данный момент приходы РПЦ за рубежом немногочисленны и разрозненны, и противопоставить что-то секулярному гуманизму либеральной демократии, который во главу угла ставит "права человека", достаточно сложно.
Объединившись, РПЦ и РПЦЗ смогут объединить и свои усилия по противодействию тем процессам, которые в данный момент происходят в западном обществе, где права одного человека, пусть даже насильника и убийцы, стоят больше, чем права общества (которое, напомним, также состоит из людей). |
Не стоит забывать и о том, что, по сути, все законы, придуманные человечеством – это всего лишь подробная интерпретация Десяти заповедей. И в этой ситуации объединение православных церквей, которые и по отдельности делали гораздо больше, чем те же католики, или англикане, вообще разрешившие однополые браки, дает надежду на то, что еще не все потеряно. |
изменится не восприятие веры, а восприятие церкви – фактически, подписание Акта, если переходить на церковные аналогии, можно сравнить с возвращением блудного сына. |