Аналитика


"Заштатные" раздоры среднеуральской милиции
Общество | Свердловская область | Тюменская область | печать

Доверяете ли вы милиции? По нынешним дням этот вопрос выглядит как минимум провокационным. А, если спросить: доверяет ли милиция сама себе? Вопрос может показаться абсурдным, однако он не лишен фактического основания. Раскол в рядах милиции всегда опасен и чреват самыми неожиданными последствиями. На этот раз это не просто латентное, почти мифическое противостояние “правильных оперов ” и “оборотней в погонах”, а, напротив, совершенно явное и довольно шумное противостояние униженных, с одной стороны, и оскорбленных, с другой /причем, их статус меняется в зависимости от направления ветра/. Противоборствующие стороны в этой истории представляют Объединенный профсоюз сотрудников органов внутренних дел ГУВД Свердловской области и непосредственно руководство ГУВД Свердловской области.

Началась история в 90-е года, когда у свердловской милиции появился первый альтернативный профсоюз. Зачем, спросите вы, одному ведомству несколько профсоюзов? Профсоюзы – это сила, а уж милицейский профсоюз – тем более. Еще могучий бонза чикагской мафии времен сухого закона старик Капоне считал своим главным оружием свое влияние на профсоюзы. Кому понадобилось создавать нынешний альтернативный профсоюз /Объединенный профсоюз сотрудников органов внутренних дел ГУВД Свердловской области/ до конца не ясно. Заместителю начальника ГУВД Свердловской области Виктору Юрьевичу Бердникову представляется, что причина в одном – стремлении руководителей данного профсоюза обеспечить себе безбедную пенсию. Представители альтернативного профсоюза, напротив, считают, что они борются за правое дело, руководствуясь лишь чувством справедливости.

Председатель профсоюза сотрудников органов внутренних дел ГУВД Свердловской области в телефонном интервью корреспонденту Накануне.Ru обозначил свою позицию: “Заявляю с полной ответственностью: милиция является инструментом государства. Этот инструмент неэффективен, если сотрудники не защищены от оговора. Их должен защищать начальник ГУВД”. На этой-то претензии к Владимиру Воротникову и строится нынешнее противостояние: с одной стороны, профсоюз Павлова, а с другой – руководство свердловского ГУВД.

Накануне в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция заместителя начальника ГУВД Свердловской области, начальника управления кадров, Виктора Бердникова. Поводом для встречи с прессой послужило принятое накануне же  решение суда Верх-Исетского района Екатеринбурга отказать в иске Объединенному профсоюзу сотрудников органов внутренних дел ГУВД Свердловской области /председатель профсоюза Михаил Павлов/. Данный профсоюз требовал от руководства ГУВД допуск к участию в кадровых решениях. Виктор Бердников пояснил журналистам, что такой подход является не взаимодействием, а, скорее, вмешательством в работу ГУВД.

Действительно, офицеров милиции увольняют не всегда по собственному желанию, и даже, наверное, бывает, что не по вполне обоснованным причинам. На сегодняшний день личный состав свердловской милиции неукомплектован на 8,2% /2000 человек/. Большая кадровая текучесть, по мнению Виктора Бердникова, заключается, прежде всего, в нерешенности жилищного вопроса для сотрудников милиции, а также невысокая заработная плата. “А по отрицательным мотивам из органов внутренних дел в Свердловской области с начала года уволено 46 человек”, - с печалью в голосе сообщил Виктор Бердников. “Пьяный гаишник совершил наезд на остановку. Пострадали люди. Разумеется, что он на следующий же день был уволен, а дело передано в прокуратуру. Или вы прикажете оставить его на рабочем месте?” - обращался заместитель начальника ГУВД к /возможным среди собравшихся на пресс-конференцию журналистов/ адептам Павлова.

Если таковые и присутствовали на пресс-конференции, то своих предпочтений не выказывали, памятуя о том, как Виктор Юрьевич не желал начинать конференцию, пока пресс-центр екатеринбургского "Интерфакса" не покинут представители враждебного профсоюза. Как бы там ни было, журналисты не могли в своих вопросах Виктору Бердникову избежать сюжета, в котором консолидировались взаимные претензии сторон: недавно по СМИ были разосланы копии обращения к министру внутренних дел и губернатору Свердловской области, где сотрудники милиции якобы выражают недоверие начальнику ГУВД Свердловской области Владимиру Воротникову.

Виктор Бердников постарался обелить в глазах общественности своего шефа: “Это обращение писал подполковник милиции Олег Тимофев /уволенный из органов внутренних дел, а затем восстановленный по суду  - ред./ в прошлом 2003 году, весной. Это обращение было направлено министру, проводилась проверка. Проверка показала, что те, кто ставили под этим обращением подписи, были введены в заблуждение: Тимофеев им сказал, что хочет восстановиться в должности, и попросил ребят подписаться. Выражение недоверия начальнику ГУВД никто не подписывал. По ходу проверки все дали объяснения. По этому было принято решение. Я не понимаю, какая необходимость рассылать заявление прошлогодней давности. Никто из подписавшихся сотрудников не привлечен к дисциплинарной ответственности. Это было сделано, чтобы создать общественное мнение, что руководство плохо работает”.

Значит, никто недоверие к господину Воротникову не выражал? Зачем, тогда было фабриковать факты, обманом добиваться подписей под обращением? К тому же любопытен тот факт, что автор этих подтасовок Олег Тимофеев сейчас находится в отпуске, определяясь с тем, какую бы выбрать должность среди тех, которые ему предлагает руководство ГУВД /дело в том, что пока шли судебные разбирательства, та должность, которую занимал Олег Тимофеев, была сокращена/. Неужели клевета и подлог документов не является основанием, если не для увольнения, то, хотя бы, для служебного взыскания? Также вызывает вопрос и то, с какой целью было разослано это пресловутое обращение снова, уже по истечению года с момента его составления?

Некоторые предположения напрашиваются сами собой: совсем недавно в Екатеринбурге прошло большое милицейское совещание, которое проводил уральский полпред Петр Латышев совместно с первым замминистром внутренних дел РФ  Александром Чекалиным. Совещание было довольно напряженным и фактически было посвящено проблемам борьбы с преступностью. Милиция прогнозировала на второе полугодие 10-процентный рост преступности. " Меня удивляет – президент России поставил задачу снижения уровня преступности, а мы прогнозируем рост. Это что – прагматизм или политическая близорукость?", - этими словами открыл то совещание полпред Петр Латышев. Несмотря на общий тон совещания, на котором досталось всему руководству милиции УрФО, Александр Чекалин довольно определенно опроверг слухи о возможных кадровых изменениях в свердловской милиции: "Свердловская область непростая. Но коллектив и руководство ГУВД достаточно опытные". Правда, тот же замминистра просветил журналистов о том, что в принципе сейчас все работники МВД /кроме него и самого министра, уже утвержденных указом президента/ находятся за штатом, что, естественно, оставляет всех руководителей в несколько "подвешенном" состоянии. 

Видимо, реанимирование прошлогоднего скандала в прессе готовилось именно под это совещание. Но пока господин Воротников устоял. То, кому было выгодно снятие Воротникова, разумеется, осталось покрытым мраком. Очевидно, что руководство ГУВД пришло к выводу, что за подобной акцией вряд ли стоит один Олег Тимофеев, которому и надо было всего лишь получить назад свои корочки и место. Насколько в этом глубоко увяз профсоюз Павлова, тоже остается неясным: Виктор Бердников отказался строить какие-либо предположения относительно того, кто стоит за этим профсоюзом. Но можно сказать определенно, что свердловская милиция сегодня никак не похожа на монолитный организм. Нам, простым обывателем, остается надеяться, что внутренние милицейские волнения негативно не скажутся на нашем покое.



Роман Наумов