"Я очень глубоко озабочен этим явлением. Его последствия трудно оценить. Я бы даже воздержался пока от каких-либо оценок", - так говорил российский премьер, комментируя дело «Юкоса».
«Все спекуляции и истерики на этот счет просил бы прекратить, а правительство прошу в эту дискуссию не втягиваться", - а это слова российского Президента по тому же поводу.
Михаил Касьянов, общаясь в минувшую пятницу с журналистами в Нижневартовске, не исключил, что в начале следующего года тема передачи полномочий Генпрокуратуры в ведение министерства юстиции будет рассмотрена российским правительством.
А Владимир Путин в тот же день в Москве утверждает, что "необходимо привыкать к правовой культуре и не скатываться к непроцессуальным решениям, к огульному обвинению правоохранительных органов, поскольку это приведет к обвинениям в коррупции и власти, и бизнеса".
Высказывания двух первых лиц государства российского, да и их устремления, похоже, соотносятся друг с другом примерно также как телодвижения лебедя, рака и щуки в одноименной басне Крылова. А потому не идет из головы вопрос: чем противоречия разрешаться? Самый простой вариант – отставкой Касьянова. Ведь не дрогнула же рука Президента за месяц до окончания Госдумской кампании, подписывая отставку Волошина.
Но Александр Стальевич, фигура непубличная, хоть и весомая весьма и весьма, а вот низвержение Касьянова, который частотой появления "фейса" на телеэкранах посоперничать мог бы и с Президентом, песня другая. И не страшны бы бархатный голос и почти точеный профиль премьера, если б не понимание, что для «семьи» он сегодня - последний шанс.
Президент-марионетка из Владимира Владимировича не вышел. И чем ближе март 2004-го, тем очевиднее, что эпоха олигархического всевластия в России заканчивается. Что будет после - тема отдельного размышления. Пока же очевидно, если Президент с нынешнего курса не свернет, то меньше, чем через полгода понятие «семья» в политическом контексте, канет в лету.
Если оглянуться на последние несколько десятков лет, как на историю, то станет очевидно, что всем, что происходит сегодня, мы обязаны точке невозврата. Роль ее сыграли президентские выборы 96-го года. Именно тогда, выбрав, как и полагается России, сердцем, страна окончательно превратилась в олигархический террариум, в котором даже самые идеологизированные партии кормились за счет нефтемагнатов, в котором даже самые законопослушные граждане привыкали к зарплате в конверте, в котором даже суды, не говоря уж про власть законодательную и исполнительную, были поделены между «хозяевами жизни». Спустя семь лет после тех, самых определяющих в современной истории России выборов, понять умом произошедшее получается с трудом.
Мифологический гибрид змеи и дракона, прозванный русским народом Змеем Горынычем, и представлявший в сказках силы зла, если помните, славился многоголовостью. В нашем информационном веке особенность более чем полезная и востребованная. Одна голова, как говорится, хорошо, а три – все-таки намного лучше.
За кулисами выборов 96-го стояли /по странному совпадению или ментальной закономерности/ трое – приватизатор Чубайс, олигарх Березовский и «серый кардинал» Кремля Волошин. Именно они были ключевыми игроками в «проекте Ельцин», именно они «по наследству» достались Путину.
И вот уже две горынычевские головы не у дел. Одна прозябает в Туманном Альбионе, периодически посылая проклятия главным российским действующим лицам, другая, удалена из коридоров власти, третья, еще держит руку на электрическом пульсе страны, но лишиться рубильника может в наш технологический век, не успев и оглянуться.
И все это происходит ни раньше, ни позже, а прямо в канун выборного сезона. Что немало добавляет ситуации перчику. За подтверждениями возможности головастого триумвирата на монументальном силуэте Касьянова далеко ходить не надо.
2001 год. Декабрь. Березовский в модном тогда стиле открытого письма обращается к Чубайсу, Волошину, Касьянову.
Господа, сегодня вы еще во власти, тем не менее, очевидно, что дни ваши (или месяцы - какая разница?) на исходе. Да иначе и быть не могло. Ваше неминуемое поражение в противостоянии с силовиками есть как раз следствие насаждения в стране "вертикали власти" и "диктатуры закона"…Господа, проявите волю, не дожидайтесь, пока вам укажут на дверь. Подайте прошение об отставке добровольно. Этим шагом вы наиболее действенным образом поможете президенту скорее осознать свои ошибки, и только так вы сможете сохранить авторитет, которым, что бы ни говорили ваши недоброжелатели, вы располагаете в обществе. Но самое главное - не этот первый шаг. Главный - другой. Не уходите из политики. Если вы действительно думаете о России…, помогите создать в России реальную сильную либеральную оппозицию.
Но это прошлое. В котором точно также можно найти и приметы нелюбви и соперничества Волошина-Березовского, Чубайса-Волошина, Березовского –Чубайса.
Настоящее куда как откровеннее иллюстрирует возможность триединства.
«Касаясь работы правительства РФ под руководством Михаила Касьянова, Чубайс подчеркнул, что оно достигло за два года "фантастического результата". Проводимые кабинетом реформы, в том числе в области налогов, пенсионного обеспечения, естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, он назвал "гигантскими задачами" по масштабу» / km.ru/.
Председатель правления РАО "ЕЭС России" Чубайс предложил Волошину занять пост руководителем совета директоров компании на штатной основе. "Теперь Александру Стальевичу решать, примет ли он предложение. Он не обязан соглашаться, но важно то, что идея доведена до стадии, когда, если он скажет "да", место готово", - сказал Чубайс в интервью "Российской газете".
Собирателем «тройственного союза» - центровой головой, похоже, собрался выступить Чубайс. Пиарится он в последние недели так, что даже Центризбирком заинтересовался его эпистолярным творчеством. И поиск союзников ведет тоже весьма открыто. Только вот правое ли дело его цель?
"Г.Явлинский не только убил идею совместных действий на парламентских выборах, но и идею единого кандидата от демократических сил на президентских выборах в будущем году", - добавил сопредседатель СПС. В связи с этим СПС будет вынужден искать другие идеи к президентским выборам. А.Чубайс добавил, что у правых есть серьезные идеи по объединению демократических сил. /РБК/
Но никому из возможной идеологической тройки Чубайс-Волошин-Березовский предвыборная гонка не к лицу.
Антирейтинг Чубайса не исправят ни посиделки в «Культурной революции», ни свежая идеология «либеральной империи», ни даже дела его, хоть, может, толковей в России и нет управленца.
Непубличность Волошина не сломило ничто в последнее десятилетие. Хотя немало битв было и выиграно, и проиграно. Один лишь раз выступил «серый кардинал» в свете и был освистан. Видимо, это окончательно убедило его в том, что дергать за ниточки других удобней и безопасней.
Одиозность Березовского, несмотря на блестящий ораторский талант, мастерскую школу интриги, и завораживающую способность лавировать так, что иногда оказывается «сам себя надул», вряд ли способна очаровать уставший от политиканства электорат.
И вот тут-то и может пригодиться ничем перед россиянами «не подпорченный» чиновник Касьянов.
Михаил Михайлович был извлечен из Минфина незадолго до появления в российской политике действующего Президента и стал во многом фигурой компромисса. С одной стороны, не столь очевидно «семейный» как прочие, с другой, – достаточно обработанный и небезкомпроматный /одни только «два процента» - сколько забывали!/, чтобы блюсти нужные интересы.
Цель трехголового союза с премьерской статью очевидна – сохранить существующее статус-кво. Когда Россия – газово-нефтяная жила, россияне – пассивный электорат, а их правители – западные капиталы и капиталисты.
Вам не кажется, что главная оппозиционная сила действующему президенту в начале грядущей весны, похоже, постепенно вырисовывается? И выглядит вовсе не как «красная угроза». Последняя дискредитировала себя за последний год дважды, -спевшись с Березовским, и подсев на содержание Ходорковского. Иллюзии, насчет того, что незазорно делать революцию на буржуйские деньги, развеялись. Единожды предав идею, вряд ли коммунисты обретут былое доверие, даже у своих исконных избирателей.
Во всей этой истории, буде она все-таки превратится из неясного контура полутонов, полунамеков и полуразночтений в некий политический каркас может быть два варианта развития событий. Либо создается некий блок, который сможет обеспечить высшему бизнесу предмет торговли с высшей властью, которую в стране представляет Президент, либо выборы 2004 не будут столь безальтернативными, сколь предсказывали и предсказывают политологи. Но, как нам кажется, на этот раз, если сограждане проголосуют, как обычно, сердцем, то не ошибутся...