Аналитика


Триединая борьба тюменских противоположностей
Политика | Портреты | Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | радио | Наука и техника | В России

Похоже, попытки расплести сложносоставной узел "объединения" "тюменской матрешки" в очередной раз привели лишь к еще большему его затягиванию. Собянин, Филипенко и Неелов -каждый играют на том поле, где чувствуют себя наиболее комфортно, и оперируют теми политическими инструментами, которые у под рукой, и с которыми работать привычно.

Юрий Неелов не перестает опираться на мнение ямальской общественности, главным своим козырем выставляя все возможные негативные последствия для жителей Ямала в случае возможного "объединения", а точнее – перераспределение значительной части поступающих в бюджет округа средств в бюджет Тюменской области. В то, что население при этом не пострадает, жители ЯНАО не верят по вполне понятным причинам, и ямальский губернатор усиленно это неверие поддерживает, регулярно делая соответствующие заявления в различных СМИ. У ямальцев, понятное дело, подобные перспективы ничего, кроме категорического отрицания не вызывают – кто же по доброй воле согласится, чтобы у него отняли привычную ежедневную булочку с маслом? Таким весьма действенным способом Юрий Неелов, во-первых, сохраняет за собой в политической игре своеобразное "право вето" в виде результата референдума по "объединению", который, проходи он сегодня, по всем опросам общественного мнения показал бы абсолютный перевес в сторону тех, кто – "против". Во-вторых, выступая за развитие Севера, Неелов позиционирует себя перед Кремлем в роли регионального руководителя, блюдущего государственные интересы. В-третьих,  выступая в роли защитника народных интересов, он готовит плодородную почву для грядущих в следующем году выборов губернатора ЯНАО, а позиция лояльности Кремлю должна его, вроде бы и от нежелательного "ставленника" из Москвы обезопасить…

Александр Филипенко до последнего времени предпочитал действовать прежде всего с позиций экономической целесообразности, подкрепляя это наглядными примерами мощного развития социально-экономической инфраструктуры Югры.

Так накануне в пятницу он выступил с заявлением, в котором говорится, что "по итогам четырех месяцев абсолютное большинство муниципальных образований ХМАО идет с великолепным исполнением бюджетов, превышая плановые показатели на 60% /!/. При сохранении набранных темпов исполнение консолидированного бюджета-2004 года может составить 120-125 процентов /!/. Консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа 2004 года включает в себя утвержденные доходы в размере 78 млрд. 466,8 млн. рублей, расходы – 86 млрд. 136,9 млн. рублей, дефицит – 7 млрд. 670,1 млн. рублей".

Само собой из вышеприведенных цифр следует – где еще, в каком другом российском регионе на сегодня плановые бюджетные показатели на 60% превышаются? И какая уж такая существует государственная необходимость резать курицу, которая несет золотые яйца?

Поэтому буквально тут же, прямо следуя такой логике, Александр Филипенко выступил с еще одним заявлением более, чем серьезной значимости:

"Правительство Ханты-Мансийского автономного округа готово выступить с законодательной инициативой, которая позволит сохранить "статус-кво" в отношениях с югом Тюменской области после вступления в силу федерального закона  95-ФЗ." Такое заявление сделал губернатор Югры Александр Филипенко в ходе встречи с главами муниципальных образований округа.

"Это будет наша совместная с Ямало-Ненецким автономным округом инициатива. В среду на эту тему у меня состоялся разговор с Губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным, - заявил Александр Филипенко, – Подготовленный нами пакет документов состоит из проекта трехстороннего соглашения и проекта федерального закона, который позволил бы, во избежание возможных негативных последствий, продолжить работу в режиме существующих межбюджетных отношений в течение 2005-2006 годов. На наш взгляд, я имею в виду себя и Юрия Васильевича Неелова, это было бы наиболее оптимальным вариантом в сегодняшних условиях. Поспешив, мы можем получить негативные последствия для людей, которые живут в автономных округах и на юге Тюменской области".

Поясним - законодательная инициатива Югры и Ямала касается исключительно статьи 26.6, разграничивающей полномочия между областью и входящими в ее состав округами. Остальные нормы закона 95-ФЗ особых претензий не вызывают и готовятся к исполнению.

"Если будут приняты решения, которые мы сейчас инициируем, то у нас появится возможность сформировать нормальный бюджет, который позволит сохранить социальные гарантии за счет более активной работы с налогоплательщиками, внутренних резервов, оптимизации расходов", - заключил Александр Филипенко, сообщает пресс-служба губернатора ХМАО.

Значимость этого заявления переоценить сложно. Доказывая экономическую нецелесообразность форсированного перераспределения полномочий, прежде всего финансовых, между Тюменской областью и округами, Филипенко никогда ранее не выступал так недвусмысленно и понятно с законодательными инициативами. Можно предположить, что произошло это благодаря изменившемуся /для многих наблюдателей достаточно неожиданно/ раскладу сил после эпохального съезда в Салехарде. Аргументы югорского губернатора, как, впрочем, и других выступавших, оказались настолько убедительными, что не только нашли понимание у Путина, который, к слову, некоторые из них привел в своем выступлении, но и, похоже, заставили Кремль серьезно задуматься о целесообразности дальнейшего форсирования перераспределения полномочий трех субъектов Тюменской области административно-командными методами. Стоит заметить, что произошло это на фоне отстаивания тюменским губернатором Сергеем Собяниным тезиса о необходимости освоения севера исключительно вахтовым методом, который у главы государства, по крайней мере, на салехардском съезде понимания и поддержки не вызвал. Неожиданным союзником Филипенко в такой ситуации стал Неелов, несмотря на довольно противоречивые отношения со своим соседом.

Позиция Филиппенко в такой ситуации выглядит насколько логичной и внятной, настолько и выигрышной: ребята, словно бы говорит он, процесс объединения путь долгий и сложный, пока суть да дело, Югре /и Ямалу/ надо продолжать работать и продолжать "кормить" нефтью и газом страну. Работаем мы хорошо /см. цифры экономического роста/, собираемся так работать и дальше, а для этого надо бюджет на 2005 год верстать, строительство продолжать, социальные программы вперед двигать… Поэтому всем будет лучше, если лошадей не гнать, страсти немного успокоить, временный мораторий на статью 26.6 ввести и договариваться, договариваться…

И все это не амбиций ради, а экономической выгоды, как регионов, так и всей страны для.

Судя по всему, идея моратория /особенно в свете предстоящих в 2005 году губернаторских выборов в ЯНАО/ обеими руками была поддержана Юрием Нееловым: "Я, – подчеркнул Неёлов, – предложил главе государства временно приостановить действие этого закона /95-ФЗ – прим. ред./ по отношению к Тюменской области с тем, чтобы поплотнее поработать с Правительством РФ и найти более совершенный механизм реализации закона ".

Итак, ямальский губернатор высказал идею президенту, югорский подготовил пакет документов и готов выступить с законодательной инициативой. Консолидация северян налицо.

Сергей Собянин ответил почти сразу, находясь в рабочей поездке в Тобольске:"Наложить вето на статью 26.6 95-го федерального закона сегодня уже невозможно."

По его словам, приостановление этой статьи повлечет за собой весьма серьезные и негативные последствия, которые коснутся в первую очередь населения области /остается непонятным о каком населении именно говорит губернатор, ведь всем известно, что различные доплаты, компенсации, социальные выплаты на юге Тюменской области просто не сопоставимо меньше, чем в  Югре и на Ямале/.

"Сейчас идет работа по подготовке этого закона и проблем с вступлением его в силу не будет", — продолжает настаивать Собянин. Он убежден, что федерация централизовала, и будет продолжать централизовать финансовые ресурсы, а торможение региональных процессов не приведет к изменениям в федеральной бюджетной политике.
Собянин убежден, что документы, с которыми он выходит на заседание Госсовета, имеют все шансы быть одобренными президентом России Владимиром Путиным, после чего появится возможность внесения необходимых изменений в соответствующие законы. "Вот тогда мы и получим то разделение полномочий, о котором говорим", — подчеркнул губернатор, сообщает "NewsProm.Ru".

Одним словом, мораторий на закон не возможен, потому что он закон. Плох ли, хорош ли - закон. Опять же столица Сергея Семеновича поддерживает. Как говорят в административных кулуарах, особенно в лице господина Кудрина, головная боль которого, как известно, до краев наполнить именно федеральный бюджет, который будет использован, конечно же, и только на благо народное уже всей страны...

P.S.

Таким образом, на сегодняшний день позиции Александра Филипенко вкупе с Юрием Нееловым разошлись с позицией Сергея Собянина до состояния взаимоисключающей противоположности. В такой ситуации ни о какой более-менее продуктивной работе рабочей группы по перераспределению полномочий речи быть не может по определению. Чья возьмет верх в сложной, и запутанной политико-экономической нефтегазовой игре сказать с достаточной долей уверенности,  сегодня, не решится никто. С одной стороны, плюсы Югры вместе с Ямалом очевидны: пока суть да дело, пока Собянин обоснует, докажет и утвердит /если утвердит/ свои предложения в Кремле, немало воды утечет. И бюджеты округов к тому времени будут уже почти наверняка сверстаны, и окружные губернаторы будут готовы аргументированно их доказывать. Кстати, история с разграничением полномочий уже и так оказалась виновницей затягивания бюджетного ямало-югорского процесса по критическую точку и породила в муниципальных кругах некую сумятицу, вызванную объективным раздвоением внимания глав городов и районов /они нынче получили два запроса о своих бюдежтных показателях - из Тюмени и Салехарда, и из Тюмени и Ханты-Мансийска/…

Конечно, административный ресурс – вещь великая, иногда способная перевесить любые другие аргументы. Но в случае, если из всех политических инструментов действенным является лишь он один, и уповать можно только на него, то стратегически такая позиция становится куда как менее выигрышной. Переменятся настроения в коридорах власти /все течет, все изменяется/ - и что тогда? Кстати, Салехардский форум недавно это наглядно продемонстрировал...



Андрей Николаев