Аналитика


Тюменская матрешка превращается в ладно летящую в будущее птицу-тройку?
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | промышленность | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Помните, как происходил торг в "Кавказской пленнице"?  С глазу на глаз, без посторонних… Принципиальное соглашение уже достигнуто, осталось согласовать "технические" детали:

– Значит, холодильник "Бирюса", и сорок баранов!

– Десять!

– Э, десять баранов за такую девушку?! Спортсменка, комсомолка… Тридцать пять!

– Слушай, совесть имей, да!? Где я тебе столько баранов возьму? Двадцать!

– А ты не путай свой карман с государственным! Тридцать!

– Ну, хорошо, согласен, двадцать пять!

– И бесплатную путевку!

– В Сибирь!

После чего сделка скрепляется рукопожатием, бараны загоняются в стойло, а совместное соглашение вступает в действие.

"Надо, Федя, надо!"

Процедура объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов будет официально запущена уже в июле 2004 года. Официальное сообщение об этом распространила пресс-служба красноярского губернатора. А решение об этом было принято 22 июня на совещании в администрации президента РФ с участием всех заинтересованных сторон. Трудно сказать, сколько бы времени понадобилось властям трех сибирских регионов, чтобы договориться, но в процесс решила вмешаться Москва. После чего эвенкийский губернатор уже не критиковал идею объединения, а лишь уточнял ее условия. Таким образом, начатый Кремлем процесс укрупнения регионов, несмотря на официально декларируемую позицию, что укрупнение не является самоцелью нынешней администрации президента, еще раз со всей отчетливостью показал – тенденция налицо . Первым опытом стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которое завершится 1 декабря 2005 года образованием Пермского края. Кроме того, аналогичную процедуру начали власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Логичное завершение "красноярского проекта", проходит на фоне куда как более сложного и болезненного объединительно-разграничительно процесса в Тюменской области. Если, к примеру, Красноярск и без того де-факто является экономическим объединителем для своих депрессивных, до крайней степени запущенности, округов, то процветающие последнее десятилетие Ямал и Югра категорически не желали отдавать свое самостоятельное развитие под начало экономически менее /по сравнению с ними, конечно/ тюменского Юга. И аргументы при этом они выдвигали более чем убедительные: это и экономическая, и социальная, и стратегическая нецелесообразность…

Нефтегазовые шахматы "на троих", как и положено этой древней как мир игре, переставлялись выверенно, и каждый ход соперников сопровождался многочисленными комментариями политологов и журналистов. В ход шли разнообразные и зачастую многоходовые комбинации, в которых играло роль все, включая Социологический аспект тюменского расклада .Со своей стороны Тюмень апеллировала к Москве, взывая к необходимости "полного и безоговорочного" исполнения ФЗ №95.Триединая борьба тюменских противоположностей шла с переменным успехом, неизменно оттесняя все прочие события УрФО как бы на второй план. Чем ближе подходило время "Ч", тем дальше расходились позиции сторон, пока, наконец, они не достигли крайних степеней противоположности. Неелов и Филипенко представили свой вариант проекта договора, где, по сути, предлагали заморозить экономическую и налоговую составляющие ФЗ №95 на два года. Оставив пока все как есть. Собянин отреагировал адекватно – его проект практически изымал все экономические рычаги влияния у губернаторов округов, оставляя на них социальную составляющую и прочие малоприятные при отсутствии реальных финансовых средств функции. "Шахматная партия" зашла в тупик.

Между тем, время уже не просто поджимало, оно работало против всех трех губернаторов. Всем трем необходимо верстать бюджет на 2005 год – без внятных принципов дальнейшего сосуществования этого сделать просто невозможно. У всех трех не за горами выборы, и потому ослабление позиций в виде подвешенного вопроса о полномочиях, и, как следствие, – неопределенной социальной ситуации в регионах, грозили непредсказуемыми последствиями. Кроме того,  все трое уже побывали в Кремле, где им и было, вероятно, сказано, что мол, раскачивать лодку не след, коль скоро все вы в ней вместе очутились.  Вы, мол, люди здравые и регионы, вами руководимые, - стоновой хребет нашей общей экономики, а потому - надо договариваться на взимоприемлемых условиях.

Трое в одной лодке

Наивно было бы полагать, что после этого Собянин, Филипенко и Неелов в едином порыве слились в объединительном объятии, о прошлых разногласиях забыв. Четкое осознание необходимости компромисса не делало его достижение менее болезненным. И потому аргументы для отстаивания именно своих позиций находились, надо полагать, жесткие и решительные. Потому-то и сами трехсторонние переговоры проходили в режиме строгой секретности, без традиционных комментариев перед журналистами и апеллирования к общественному мнению.  

О том, насколько жестким был торг, можно судить хотя бы по одному примеру, неофициальная информация о котором просочилась в журналистскую среду. Сообщалось, что тюменская сторона обсуждала  вариант, в случае осуществления которого создавалась бы чуть ли не "фронда" из числа муниципалитетов северных территорий. Речь шла о таком возможном варианте -  область напрямую договаривается с муниципалами и сохраняет за ними все дотационные поступления, но – напрямую, минуя окружные ветви власти. Соответственно, лишая тех в значительной мере рычагов влияния.

На первый взгляд, для Неелова и Филипенко это выглядит достаточно неприятно, если не сказать хуже. На второй взгляд – не очень.  У того и у другого в запасе свои контраргументы имеются. И, если на Ямале действительно наблюдается ситуация, когда муниципалитеты политически достаточно дистанцированны от окружных властей /сохраняя при этом взвешенный нейтралитет/, то в Югре таким и близко не пахнет. Единственное, пожалуй, исключение – это Сургут, вотчина "Сургутнефтегаза". Только вот с какой такой радости, спрашивается, "Сургутнефтегаз" стал бы ввязываться в политические заморочки с труднопредсказуемым исходом? "Сургутнефтегаз" как раз наоборот – упрямо позиционирует себя как самодостаточную структуру, которая никого не трогает, в политику не играет и хочет одного – чтобы и его не трогали. Остальные же муниципалитеты Югры за последнее время четко усвоили: нефтяные компании /кроме "Сургутнефтегаза"/ продаются и перепродаются /как пример: "Сиданко", ВР, ТНК, потом снова ТНК-ВР/, а Филипенко есть всегда. Именно он служил и служит всех устраивающим и взвешенным буфером и одновременно гарантом стабильности между муниципалами и нефтяниками. И потому ответ на вопрос: пойдут ли дружными колоннами югорские муниципалы под знамена Тюмени – как минимум, бабушка надвое сказала…А список городов, которые вполне серьезно рассматривали союз с тюменскими властями, опубликованный в некоторых изданиях, по манере подачи напоминает банальный политический донос, имеющий конечной целью попытку расшатать фундаментальные позиции обоих северных губернаторов… И все это – на фоне жесточайшего цейтнота для всех участников сложной политической игры.

Конец "тюменской матрешки"

Потому в трехсторонних переговорах вновь просто необходимо стало участие посредника в лице государства. Таким посредником совершенно логично выступил полпред Президента в УрФО Петр Латышев. Решающий, надо полагать, раунд переговоров, о трехстороннем соглашении, состоявшийся накануне прошел формате 3+1. И это принесло свои результаты:

"На рабочей встрече губернаторов автономных округов и Тюменской области обсуждали вопросы, связанные с реализацией закона № 95 на территории Тюменской области. Наши журналисты и жители Тюменской области знают, что  подготовлен проект соглашения, и мы полагаем, что в ближайшее  время он  будет доработан с учетом состоявшегося обсуждения. И такой документ, подписанный губернаторами, появится. Процессы экономической  интеграции и процессы бюджетного выравнивания на территории  Тюменской области  будут продолжены  и активизированы. И все это в конечном счете в интересах людей. Все это позволит Тюменской области  с входящими в нее автономными  округами эффективнее отстаивать интересы территории,  в том числе и в разрешении большого перечня вопросов, связанных  с реализацией  реформы федеративных  отношений" – заявил после окончания рабочей встречи Петр Латышев.

Кроме комментария полпреда, после рабочей встречи прозвучали и комментарии трех губернаторов, но все они, будучи крайне лаконичными, по сути, сводились к одной формуле: компромисс по принципиальным вопросам /без уточнения – по каким именно/ достигнут, тройственное соглашение в ближайшем будущем будет подписано. То, что это соглашение в ближайшем будущем будет еще и ратифицировано всеми тремя думами, подразумевается само собой. Конкретная дата соглашения, понятное дело не была озвучена, но в кулуарах совещания внятно звучало: 9 июля, пятница. Вероятнее всего, именно с этого дня расхожее выражение "тюменская матрешка" окончательно потеряет свою значимость в смысле отображения реальной ситуации для Тюменской области и двух нефтегазовых автономных округов. Из юридически сложноподчиненных, но в то же время – экономически самодостаточных субъектов РФ, Ямал и Югра вкупе с тюменским Югом, похоже, образуют принципиально новую, взаимопроникновенную и сложнопереплетенную систему. Основные параметры этой системы как раз и должны быть отражены в соглашении, которое представят для широкой общественности Собянин, Филипенко и Неелов. На каких конкретно условиях это произойдет, пока не говорит точно никто. Но, как всегда кулуары, принесли все же некоторые сведения. Скорей всего, соглашение будет подписано не на 2 года, а на 5 лет и по нему в тюменскую казну уйдет не только НДПИ, что составит около 10 млрд, но и еще примерно такая же сумма   набежит от округов на так называемые общеобластные программы. Однако, оговримся, информация неофициальная, а потому, конечно, не точная. 

Таким образом, журналистский штамп "тюменская матрешка" уходит в прошлое. Хотя, на смену ему, вполне возможно, придет что-то новое. Что именно – будет ясно уже после 9 июля или после ближайшей недели. И, чем черт не шутит, может, новообразование будет ассоциироваться с троицей, которая, как известно, на руси свята, хотя в нашем случае речь идет о вещах материальных -  о троице, на территории которой добывается самая значительная часть благосостояния этой самой руси...



Андрей Николаев