Сначала о субъективном. Выставка вооружений РашнЭкспоАрмз в 2004 году окончательно перестала быть событием с большой буквы "с". Сначала казалось, что это сугубо личное впечатление, но, как выяснилось чуть позже из многочисленных бесед с коллегами-журналистами, у подавляющего большинства из них совершенно аналогичное ощущение. Казалось бы, организаторы выставки рапортуют об очередных достигнутых успехах – в 2004 в выставке участвует почти 300 экспонентов, что является абсолютным рекордом /в прошлой выставке, проходившей в 2002 году, участвовало немногим более 200 предприятий/, впервые не как гости, а как полноценные участники со своими стендами и продукцией на мероприятии присутствуют оружейники из дальнего зарубежья – Израиля, Италии, Швеции, Швейцарии. Заявлено и небывалое количество иностранцев – делегации из 13 государств – потенциальных покупателей и просто гости, с которыми контакты пока не "на мази" из 42 стран, всего общим количеством более 250 человек. Однако ощущение спада, как ни странно, от этого не исчезает.
Пытаемся разобраться – почему. Еще до официального открытия стараюсь внимательно обойти всю довольно не маленькую экспозицию. С безрадостным удивлением обнаруживаю, что на открытых площадках, где выставлена крупногабаритная техника, осталось немало свободного выставочного пространства, чего никогда не случалось до сих пор /и это при увеличении количества участников почти на треть!/. Напротив, организаторы всегда жаловались, что экспонаты размещать уже негде, а заявки продолжают поступать. При этом, среди тяжелой техники полно гражданских образцов – тракторов, погрузчиков, снегоуборочных машин и т.д., что хоть и демонстрирует конверсионные возможности оборонных предприятий России, но с военной тематикой соотносится все-таки слабо.
Выходит, многие отечественные оборонщики по опыту трех предыдущих военных выставок определили, что возить натурные образцы тяжелой техники в Нижний Тагил смысла не имеет. Особенно заметным было отсутствие традиционно обширной экспозиции Мотовилихинского завода из довольно близкой Пермской области. Основу же "тяжелой" части экспозиции составляла техника, произведенная в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане. Получается, что на РашнЭкспоАрмз приехали натурные образцы бронетехники и просто тяжелой техники, произведенные только в радиусе 300 км от места выставки.
Еще одно наблюдение, касающееся открытой части экспозиции – практически полное отсутствие новинок. Очевидно, что военная техника – не босоножки и здесь модельный ряд не может и не должен обновляться раз в год. Однако прежде организаторам удавалось договариваться с предприятиями средней полосы России, где также производится немало боевой сухопутной техники, и привозить в Тагил не выставлявшиеся доселе здесь, порой весьма экзотичные экспонаты, только-только разрешенные к экспортированию, а значит и демонстрационному показу перед иностранцами, но на этот раз данный пункт программы также оказался не исполненным.
Беглый осмотр двух больших крытых павильонов показывает, что как раз здесь, по всей видимости, и сконцентрировались основные участники, приросшие числом – тут действительно негде яблоку упасть, однако обещанных презентаций зарубежных компаний с первого раза найти не удается. В справочном бюро на карте показывают, где расположены два небольших стенда – итальянский и израильский. На вопрос – а где остальные, ведь были заявлены еще Швеция и Швейцария, отвечают – таких экспонентов в наличии на самом деле не имеется, видимо, они приехали просто в составе делегаций, а выставлять ничего не собираются.
Поиск итальянцев не увенчивается успехом. Стенд есть, но он пустой, на не очень чистом пластиковом столике лежат несколько брошюр из которых становится понятно, что никакое вооружение итальянская компания не предлагает, а речь идет о машионстроительных ноу-хау, которые могут применяться в различных сферах деятельности. Стендистов застать так и не удалось, как раз в тот момент на полигоне началась демонстрация боевых возможностей русского оружия и желание поглядеть на это зрелище, видимо, пересилило в итальянцах необходимость исполнения профессиональных обязанностей.
Без особой уже надежды иду искать израильтян, и на этот раз -небезуспешно. На стенде одной из крупнейших компаний страны – Israel Military Industries – пистолеты, автоматы, пулеметы и даже гранатомет. Плакаты на стенах говорят о том, что IMI выпускает также огромную гамму снарядов и боеприпасов. Директор по маркетингу в странах СНГ и Восточной Европе Натан Хендлер начинает интервью с просьбы не задавать политических вопросов и сам тут же пускается в рассуждения о терроризме, борьба с которым сближает позиции Израиля и России. На вопрос о том, почему IMI участвует в РашнЭкспАрмз и насколько тагильская выставка вообще котируется среди мировых выставок вооружений и военной техники Натан Хендлер без особого пиетета отвечает, что просто компания приняла решение выходить на российский рынок, а тагильская выставка была просто самой близкой хронологически.
Таким образом, IMI, которой кстати принадлежит бренд легендарного автомата "Узи", впервые выставляется в России, но отныне компания намерена участвовать во всех российских военных выставках. Г-н Хендлер признал, что в России умеют делать оружие, но заявил также, что израильские образцы могут посоперничать с российскими аналогами. В странах СНГ и Восточной Европе – исконно российском рынке продажи вооружения – IMI работает уже не первый год и дела там, по словам Натана Хендлера идут хорошо, правда, назвать объемы продажи оружия в этих регионах он отказался.
Наиболее зрелищная часть выставки – демонстрация боевых и ходовых качеств техники на 52-километровом полигоне Нижнетагильского института испытания металлов также принесла некоторое разочарование. Началось все торжественно и величественно – во время исполнения гимна РФ на полигоне начался фейерверк и появилась дымовая завеса, окрашенная в цвета российского флага. Однако, когда дошло до показательных стрельб, оказалось, что стреляющую технику не видно ни с одной из трибун, кроме, возможно, предназначенной для зарубежных гостей и VIP-посетителей. К выставке 2004 года пространство полигона перепланировали таким образом, что холмы, на которых демонстрируются ходовые качества техники, перекрыли огневые позиции. Перепланировка делалась для увеличения пробеговой трассы для автобронетехники, было заявлено, что в этом году боевые машины будут стрелять не только с ходу, но даже и на плаву. В результате обычные зрители только слышали выстрелы и видели дым на удалении 2-4 км, где были расставлены мишени. Остается надеяться, что хоть зарубежным специалистам, для которых собственно и устраивалось это шоу, удалось все хорошенько разглядеть.
Довершением не самых позитивных впечатлений от выставки стала пресс-конференция по поводу открытия мероприятия, на которой был такой отвратительный звук, что большая часть журналистов так и не поняла большую часть из того, что говорили ее участники. Обратило на себя внимание и то, что среди приглашенных VIP-гостей не было ни одного политического тяжеловеса. А между тем предыдущие выставки посещали и президент Путин в 2000 году, и главный Сенатор страны Миронов, и руководитель ТПП, экс-премьер Примаков /2002 год/. В этом году федеральную власть представлял малоизвестный начальник департамента аппарата советников Президента РФ Александр Рожков, Николай Бордюжа, который теперь является Генеральным секретарем Организации договора о коллективной безопасности и ряд людей в погонах, среди которых первых руководителей министерств или федеральных агентств нет.
Все эти факты в той или иной степени косвенно или явно свидетельствуют о том, что на мероприятии под названием РашнЭкспоАрмз началась явная стагнация. Кто-то наверняка не согласится с этим утверждением и скажет, что не надо придираться к мелочам, что выставка это рабочее мероприятие, а настоящие специалисты и без всякой мишуры разберутся, стоит покупать технику или нет. Между тем, и сами организаторы это всегда признавали, выставка, в том числе и военной техники, это в первую очередь шоу. Присутствие крупных политиков – знак того, что государство поддерживает оборонный комплекс своей страны и всеми силами продвигает его продукцию. В этом году былое сияние выставки сильно померкло и это сигнал о том, что организаторам надо срочно учитывать ошибки и придумывать новые ходы, чтобы show могло go on и дальше.