Аналитика


СНГ: Украина перед выбором
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Экономика | Политика | транспорт | Россия | Наука и техника | В России | Спорт

"…Когда украинские солдаты начнут тысячами гибнуть на вселенской войне с терроризмом, а американские нефтепроводы займут достойное место в национальных парках, в Киеве все поймут. Но будет поздно" /Станислав Белковский - член правления Совета по национальной стратегии/

1991 год. Украина. Роковой год уже наступил, в воздухе Киева витает сладкое слово "свобода" вобнимку со словосочетанием "вильна Украина". Уже выстраивались очереди за бензином, но это не мешало братьям-славянам, некогда звавшимся  малороссами /вспомните Гоголя/, свято верить, что, отсоединившись от Москвы, они  наконец-то заживут по-европейски. Совершенно всерьез подсчитывали сколько "нэнька-Украина" получит сала и сахару, который поедали эти ненасытные старшие славянские и прочие СССР-овские "братья". Масло в огонь подливали жители  Западной Украины, присоединенные к СССР лишь полвека назад, и мстительно помнившие посаженных за сотрудничество с немцами отцов и дедов. Хотя сразу же после распада Союза, Украина совместно с другими десятью республиками вступила в эфемерный союз под названием СНГ, особого желания дружить  с бывшими "собратьями" в то время не выражала.

Отношение к русскому языку и когда-то общей истории изменилось почти враз. Про глупости, которые на полном серьезе вещали по "украиньскому" радио /свидетельствуем как очевидцы/ срочно ставшие национальными профессора и доктора наук о том, что именно Украина была колыбелью человеческого земледелия и именно украинец первым изобрел колесо, вспоминать не будем. Спишем на издержки перекрашивания почти всегда продажной /по Ленину/ интеллигенции. Но трактовка нашей совместной со времен великого украинца - Богдана Хмельницкого истории со знаком тернового венца страдальцев от гнета "старшого брата" продолжается до сих пор.

Теперь мы едем не на Украину, а в Украину, и украинцы не наши однокоренные родственники по славянскому роду-племени,  а родоначальники земли Русской. Русский язык, несмотря на реальное положение языка большинства населения Украины /русский считают родным более 50% населения Украины/, лишен государственного статуса. Но, несмотря на все это, РФ и Украина продолжают торгово-производственную кооперацию и поддерживают торговые отношения, доля России в экспорте превышает долю ЕС. И кардинально запутанная ситуация наших странных отношений в скором будущем вряд ли изменится. Не имея собственных энергоносителей, Украина, как и Беларусь, остро в них нуждается, этот факт неизбежно ставит страну в  зависимость все от той же  России – это 48% импорта, против 29% ЕС. Среди стран СНГ Украина отличается и своим огромным внешним долгом, ее кредитуют   США, МВФ и Россия. В отличие от большинства стран СНГ, Украина -  президентско- парламентская республика. Численность населения  около 49 млн человек. Благодаря выгодному географическому положению, Украина имеет прямой выход к границам будущих и настоящих стран ЕС. Этот факт во многом повлиял на политику Киева в последнем десятилетии.

Украина на международной арене. Украина является членом ООН, СНГ, вступила в Совет Европы, подписала военно-политический договор с НАТО, является членом по безопасности и сотрудничеству в Европе, членом Черноморского экономического сотрудничества. Как говорят некоторые,  над Украиной уже витает тень НАТО. Главный сторонник вступления Украины в альянс, естественно, Польша. Польский министр иностранных дел так прямо и заявляет - Украина уже сделала достаточно для того, чтобы начать разговор о ее реальном присоединении к НАТО, и Польша готова Киеву помочь. США и другие страны НАТО стремятся поставлять в регион отдельные образцы высокотехнологичных изделий. Однако альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве пока нет.  Общее для всех - требование запчастей. Поэтому пока,  реальнее всего Украина сможет получить от США - подготовку военных специалистов, поставку запчастей и отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе - бесплатно, по бартеру и со скидками. Значительная часть политической элиты, выразителем интересов которой и отчасти лидером является  один из кандидатов в украинские президенты Ющенко, ставит задачу вступления в ЕС и НАТО. 

Понятно, что решающую роль в таких делах  сыграет украинская президентская кампания осени 2004 года. Если удастся прийти к власти антироссийской коалиции, Украина может стать новым лидером на постсоветском пространстве. Уже сейчас, являясь формально членом СНГ, Украина не подписала значительную часть договоренностей в рамках этой организации. Помимо этого, явилась основательницей блока "Грузия-Узбекистан, Украина-Азербайджан-Молдова", создаваемого в качестве противовеса российскому влиянию на постсоветском пространстве. Так что в этом смысле общение Владимира Путина с премьером Виктором Януковичем и подписание крайне выгодных для украинской стороны сочинских экономических соглашений не пиар-ход, а хоть какое-то действие для поддержания наших интересов в СНГ-овской геополитике. 

Украина и Россия.  Хотя Россия  проводит по отношению к Украине политику максимального благоприятствования, неоднократно реструктуризирует огромный украинский долг за энергоносители, отношения двух стран в этом смысле имеют налет напряженности. Газовый долг - только часть общей задолженности Украины России. По оценкам экспертов правительства России, общая сумма долгов Украины составляет более 4 млрд. долларов. Из них-2,7 –долги правительству России за кредиты, 400 миллионов - нефтяникам, столько же - РАО ЕЭС. Эксперты настаивают на необходимости окончательного разрешения проблемы долгов Украины за энергоносители, наиболее распространенными называются    следующие варианты.

Любые уступки по долгам зависят от положительного решения вопроса о собственности России на газотранспортную систему Украины. Этот  вариант позволит превратить в собственность России трубопроводы, проходящие по территории Украины, соответственно, Россия обеспечит себе выход в Европу и навсегда упрочит свое положение в данной стране. 

Строительство трубопроводов вокруг Украины. Для осуществления этого варианта, России понадобятся  инвестиции, но они окупятся быстрее, чем Украина отдаст свои долги, которые только увеличиваются год от года. Но это вполне может привести к кризису на Украине и может стать причиной колоссального напряжения в российско-украинских отношениях. Сама Россия не менее соседей заинтересована в кооперационных связях. Например, часть российского производства, прежде всего в сфере авиастроения, не может существовать без украинских предприятий. Совместно с Украиной Россия создает военно-транспортный самолет Ан-70. Некоторые представители промышленного лобби настаивают на том, что нужно добиваться полной самостоятельности и независимости /такие же, кстати, настроения гуляют и на Украине/. Однако, строить предприятия, "двойники" которых уже существуют, пусть и на соседней территории, - слишком серьезная финансовая нагрузка. Логично, что Россия будет пытаться осуществить первый вариант.

2004 год – решающий для Украины и  России. Ни для кого не секрет, что однозначно проамериканский политик Виктор Ющенко имел  рейтинг уже в начале избирательной кампании около  25%. Его основным конкурентом  является премьер Виктор Янукович. Последствия победы Ющенко достаточно очевидны – Украина выйдет из СНГ и начнет объединять под своим крылом страны бывшего СССР, находящиеся под контролем США – Грузию, Азербайджан, Молдову и др. Посему на территории Украины в непосредственной близости от России могут разместить американские военные базы. Тогда статус России на международной арене резко снизится, изменится и тип государствования. Ведь империя для России – не инструмент достижения корыстных целей, но долг и способ существования. Наша империя – это не фильтрация людей по крови, но, напротив, способ разорвать колючую проволоку, опоясывающую националистически настроенные государства. И нельзя не согласиться с теми политэкспертами, которые неустанно твердят, что  Россия не должна потерять свою главную особенность - она никогда не была  в полной мере ни востоком, ни западом. Огромная территория, разнообразие народов и представителей различных конфессий постоянно подталкивали нашу страну искать не разобщающий, а объединяющий фактор. Свидетельство тому - нормальные отношения с мусульманскими государствами. Тогда, как  в мире разнорелигиозность и разнонациональность порождает кровавые и крупномасштабные войны, Россия особняком стоит в этом горящем котле.

Правда, провинциально-ксенофобская доктрина уже вовсю прорывается и на российскую политическую поверхность: достаточно вспомнить скандальный эпизод с косой /островом/ Тузла, который, как и следовало ожидать, принёс России очередное мелкое поражение и при этом увеличил на 25% /! – данные Украинского института социальных исследований, декабрь 2003/ число граждан Украины, негативно относящихся к российскому Старшему Брату. Следовательно, ослабил позиции той части украинской элиты, которая стратегически ориентирована на Москву. Пока РФ еще может влиять на ситуацию.  Вопросы безопасности, а не экономики выводят государства постсоветского пространства  на политическую арену. Поэтому, необходимо донести до элиты и  населения ту мысль, что роль американской колонии, в которую уже превращается Грузия, куда хуже, чем роль партнера России.

Господин Белковский в частности предлагает России кооперироваться со Старой Европой, которая имеет в регионе свои интересы через влияние Ватикана. С последним, по мнению Белковского, РПЦ могла бы заключить негласный пакт о разделении зон влияния на украинской территории. При этом  Россия должна сообщить лидерам основных кланов, что готова взять на себя гарантии безопасности нынешней элиты /если она, конечно, в это будет способна поверить после бесславной Аджарии/. И предложить Киеву концепцию обеспечения преемственности власти по ельцинско-путинскому варианту. Как показывает опыт Грузии, новые проамериканские лидеры не остановятся ни перед чем в борьбе с предшественниками. Понятно, что оставшееся до судьбоносных выборов время  России придется использовать с максимально возможной отдачей. Получится ли - нет, скоро узнаем. Хотя времени столь мало, что возможный положительнй исход уже начинает казаться фантастикой.

Украина и ЕЭП. Для сближения народов России, Украины и Белоруссии  были и есть основания - в этом убеждено подавляющее большинство граждан во всех трех странах, опрошенных социологами. Как показывают результаты опросов, основными "точками соприкосновения" между нашими народами, по мнению опрошенных, являются общее историческое прошлое, родственные связи, совпадение экономических интересов /эти позиции были отмечены 22- 42% респондентов/.  Хорошо, что это поняли наконец в Кремле, начав стремительную попытку внедрения на постсоветском пространстве нового интеграционного образования – ЕЭП.  К этому проекту присоединилась и Украина. Главное, есть основания надеяться на то, что Украина не просто играет на два фронта с целью набить себе цену и продаться подороже. Похоже, что НАТО без ЕС не очень ее устраивает. А чтобы достигнуть показателей, позволяющих вступить в ЕС, Украине нужно  еще порядка 10 лет. Если в  ближайшее десятилетие Украине вступление в ЕС не светит, то  стоять с протянутой рукой у границ ЕС - значит, терять все наукоемкие и более или менее действующие отрасли промышленности /военно-космическую, авиационную/, нести серьезные расходы, связанные с ограничением по поставкам российских энергоносителей и т.д. В итоге через 20 лет, когда Евросоюз будет готов к принятию Украины в свои ряды, вполне может  оказаться, что принимать некого. Как бы ни было выгодно странам ЕС иметь в союзниках Украину, как бы ни пытались они провести во власть проевропейского президента, Украине выгоднее на данном этапе интегрироваться со странами СНГ.  Так или иначе, многое решит исход надвигающихся президентских  выборов в Украине. Мир не раз убеждался -далеко не всегда то, что объективно выгодно стране, выгодно ее политической элите....