Аналитика


Уральские соты - кто откушает меда?
Экономика | Свердловская область | Челябинская область | информационные агентства | Россия

Рынок сотовой связи УрФО в целом и Екатеринбурга в частности представляет собой слоеный пирог, состоящий из четырех коржей / “большая  тройка” сотовых операторов  - МТС, Мегафон, Би Лайн – “ВымпелКом” плюс "Уралсвязьинформ"/, а остальные компании, предоставляющие услуги сотовой связи – это кремовые прослойки, определяющие колорит местной конкуренции.

Такую схематически изображенную картину можно было лицезреть на пресс-конференции Мегафона, которая прошла накануне в Екатеринбурге. В связи с самим фактом проведения пресс-конференции возникают два своевременных вопроса. Во-первых, в чем состоит повод для сего действа? Во-вторых, что за такая необходимость – собираться так часто /Мегафон, в отличие от других операторов сотовой связи, представленных в Екатеринбурге, грешит чрезмерной любовью к встречам с прессой/?

Повод для пресс-конференции Мегафон нашел легко – им стало подключение к сети миллионного абонента к сети Уральского ДжиЭсЭма. Если Вас может удивить и поразить вся глобальность и величие произошедшего, то смею заверить, что это только начало. По наполеоновским планам Мегафона приращение второго миллиона абонентов Уральского ДжиЭсЭма должно произойти уже в 2005 году.

Что касается завидной регулярности организаций пресс-конференций и поиском для них поводов, то здесь Мегафон обходит всех свои конкурентов. Более того, на недавно прошедшей пресс-конференции Мегафона была проведена презентация схематичного изложения “боевых подвигов” сотовых операторов, представленных в УрФО. Разумеется, акцент сделали на “себе-любимых”, однако, схемы, отражающие динамику развития Мегафона, иллюстрировали также и развитие других сотовых операторов. К примеру, по данным, приведенным на презентации представителем Мегафона, компания МТС за последнее время увеличила свою долю рынка /около 35%/ и по- прежнему занимает лидирующую позицию, а вот "Уралсвязьинформ", напротив, снизил обороты, сам же Мегафон увеличил свою долю рынка до 19, 75%.

Но это не дает поводу Мегафону расслабляться: руководство компании прекрасно понимают, что "Уралсвязьинформ" накапливает силы для мощного рывка. Ведь компания загодя предупредила всех, что собирается прийти на сотовый рынок Свердловской области. Абоненты ждут с нетерпением прихода этого серьезного игрока в предвкушении ответных шагов по либерализации тарифов и повышению качества услуг связи у его конкурентов. Мегафон отреагировал уже сейчас – Уральский ДжиЭсЭм запустил линейку новых тарифов: МегаЛайт, МегаЛюкс, МегаХит. Руководство Мегафона вполне определенно заявило: “Уралсвязьинформ – уважаемый партнер, но мы его не боимся. Будем друг у друга что-то отвоевывать, но корректно”.

Руководство МТС же ведет себя, на первый взгляд, излишне спокойно, не совершая лишних телодвижений: его акция “Лето” в рамках демократичной линейки “Джинс” воскресила мечту о коммунизме – цены на оплату связи такие, что даже самому привередливому абоненту кажется, что ниже сотовая связь стоить уже не может. Такая акция по всей России решила проблемы компании с привлечением новых абонентов независимо от прихода пусть крупных, но местных конкурентов. Поэтому вполне закономерно, что МТС за последнее время увеличил свою долю рынка и остается пока безусловным лидером.
Что касается конкурентных преимуществ, то Мегафон всегда себя позиционировал как дорогого, но качественного оператора, занимая свою нишу, оставляя МТС игру с дешевыми тарифами. МТС, действительно, не сказать, чтобы отличалась прекрасной связью – случаются и перегрузки, и тогда “услуга недоступна”, что, согласитесь, бывает, довольно неприятной новостью. Но и тот же Мегафон не застрахован от казусов – не так давно абоненты Мегафона были неприятно удивлены сбоям в приеме оплат за услуги мобильной связи. Но, как разъяснило руководство компании, это была ожидаемая и запланированная накладка, которая обусловлена переходом в тарификации с у.е. на родные рубли. Шаг тоже популистский, и свидетельствует он, как представляется, об изменении безупречного имиджа Мегафона как элитнго оператора на более демократичный. Разумеется, переход Мегафона на рублевую тарификацию вкупе с его новой линейкой тарифов не может ускользнуть от других операторов сотовой связи. Конкуренты прекрасно понимают, что подобный ход свидетельствует о жесткой экспансиотнистской политике, которую собирается проводить Мегафон.

Что касается непосредственно новинок в услугах, предоставляемых Мегафоном, то компания сейчас ведет техническое тестирование GPRS. Эту услугу планируется ввести в III-ем квартале 2004 года.

Сотовая связь развивается в России бешеными темпами и ресурсам ее экстенсивного развития еще далеко до критической отметки. Если Москва уже сейчас подходит к европейской норме – проникновение на рынок сотовой связи более 100%, то УрФО в этом смысле – просто целина. Уровень проникновения на Урале составляет 23%, хотя к концу года по прогнозам специалистов и ожидается рост этого показателя до 36%. Руководство Мегафона склонно прогнозировать развитие рынка сотовой связи именно в этом направлении: абоненты могут иметь разные сим-карты разных сотовых операторов, пользуясь теми выгодами, на которых играют данные провайдеры.

Меж тем, не всех радует такое бурное развитие сотовой связи. Вот, например, вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска всех удивила, инициировав обсуждение вредоносности для граждан России такого варварского орудия как сотовый телефон. Причем, сами нападки на сие средство связи не ограничивались простыми словопрениями, а имели целью наложение запрета на рекламу данного якобы вызывающего рак устройства. Как сообщает “Финмаркет”, Любовь Слиска была раздражена “полуголыми телами”, которые фигурируют в рекламе некоторых сотовых операторов: “Единственный раз изображение "полуголого тела" появилось несколько месяцев назад в рекламе МТС, однако этот ролик был практически тут же снят Федеральной антимонопольной службой”.

Руководство всех сотовых операторов было раздосадовано, поражено и обескуражено данными нападками со стороны законодательной власти. Как свидетельствует издание Helpix, директор по внешним связям ОАО “МТС” Андрей Брагинский в интервью радиостанции “Эхо Москвы” назвал идею ограничения рекламы мобильных телефонов “абсурдной”. А директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров  -чрезмерной. “Можно только приветствовать заботу о наших клиентах, абонентах сотовых компаний и их здоровьи, однако на сегодняшний день в мире нет ни одного доказанного факта, исследования, что излучение мобильных телефонов наносит вред человеку”, — заявил Михаил Умаров. Руководители Мегафона также разделяют и поддерживают мнения коллег. Стоит предположить, что сотовый телефон не приравняют к статусу к пиву, а идею с ограничением рекламы операторов мобильной связи и сотовых телефонов постигнет та же участь, как и идею пересаживания правительства РФ с “Мерседесов” на “Волги”.

Но при этом стоит заметить, что с рекламой на рынке сотовой связи и впрямь не все так гладко. Местный оператор сотовой связи в Екатеринбурге /не будем показывать пальцем/, к примеру, объявил лозунгом своей политики на этот сезон “Лето без джинсов”. МТС, наверное, позабавилось тому факту, что конкуренты играют с их “Джинсом”, однако стоит констатировать, что игра не всегда ведется честно. Вполне можно понять и местных операторов, которые пытаются хоть как-то продлить минуты своего существования на активно развивающимся рынке. Но уже сейчас понятно, что мелким локальным операторам не выжить самостоятельно в соседстве с монстрами сотовой связи. МТС, например, вообще  недавно приобретела 74% акций крупнейшего сотового оператора Узбекистана - компании Uzdunrobita. Другое дело такие гиганты как "Уралсвязьинформ", которые имеют первичную сеть, мощный багаж и потенциал. Такие если приходят на рынок, то всерьез и надолго. И это прекрасно понимают члены “большой тройки”.

Сотовая связь в России – еще ребенок, хотя и растущий не по дням, а по часам. Проникновение на рынок прямо сказать: “не ах!”. Но провайдеры сотовой связи наращивают обороты, становятся “ближе к людям”. И пока экстенсивный путь развития не будет преодолен, видимо, глобального повсеместного снижения цен на услуги сотовой связи не предвидится, за исключением некоторых разовых акций. Но стоит отметить, что цены выравниваются, операторы начинают играть на одних сегментах рынка /элитные на демократичных, а “дешевые” операторы начинают предлагать дорогие тарифы для деловых людей/. В любом случае, такая конкунентная борьба “на руку” нам, абонентам.