Идея укрупнить города и районы Югры, похоже, находит все больше противников. Рассмотрим ситуацию на примере Нижневартовска и Нижневартовского района. Вот мнение депутата Думы ХМАО Владимира Тихонова: "Все чаще в кулуарах власти стали раздаваться мнения, которые прямо противоположны тому, что высказывалось в начале этого года. Если раньше многие руководители одобряли возможность укрупнения городов и районов в ходе грядущей реформы, то теперь высказывания – очень сдержанные. И это понятно. Ведь существует множество сложных вопросов, которые возникнут в ходе объединительных процессов. Возьмем для примера Нижневартовск и Нижневартовский район. Допустим, принято решение о вхождении города в новое муниципальное образование. Одновременно в этот же муниципалитет решит войти и какое-нибудь село из Нижневартовского района. При этом и большой Нижневартовск, и маленькая деревушка будет иметь в новом муниципальном образовании одинаковое право на голос. Захотят ли такого в Нижневартовске?".
Вопрос организации укрупненных муниципалитетов оказался не столь простым, как это казалось в начале года. Ситуацию прокомментировал первый заместитель мэра Нижневартовска Борис Саломатин: "Для начала государство должно определиться, какие виды налогов останутся на местах. От этого зависит самодостаточность городов. Если новые законы позволят нам оставлять в Нижневартовске достаточное количество денег для организации нормальной работы муниципалитета, то мы своих пожеланий по какому-либо изменению территорий городов и районов высказывать не будем".
Между тем, еще 3 месяца назад мэр Нижневартовска направил в правительство Ханты-Мансийского автономного округа свое предложение по проведению реформы местного самоуправления. Борис Хохряков выступил за то, чтобы объединились Нижневартовск и Нижневартовский район, исключая те города, которые географически находятся на территории района, но являются самодостаточными муниципальными образованиями. Это Лангепас, Мегион, Радужный и Покачи.
Когда глава Нижневартовска высказывал свое мнение по поводу будущего устройства города и района, в районной администрации не было мэра – его на тот момент только выбирали. Инициативу Бориса Хохрякова прокомментировать было некому. Впрочем, и сейчас, новый мэр района, – Виктор Пичугов, - не спешит высказывать свою позицию по этому непростому вопросу. Официальная версия – он только начал знакомиться с ситуацией. Можно предположить, что Виктору Пичугову идея объединить Нижневартовск и район в один муниципалитет – не совсем по душе.
Если во главу угла поставить финансовые интересы территорий, то мэр Нижневартовского района просто не может быть за объединение.
Дело в том, что сейчас его вотчина – самодостаточна и даже благополучна. После изменения законодательства налог на имущество нефтяные компании платят не по месту регистрации предприятия, как раньше, а по месту нахождения своей инфраструктуры. Так как основная база нефтяников сосредоточена на месторождениях, то основные налоги уходят в бюджет Нижневартовского района, а не в казну Нижневартовска. По данным межрайонной налоговой инспекции МНС № 6, в 2003 году с этих двух территорий в бюджеты всех уровней поступило 53 млрд. 676 млн. рублей. Причем главные поступления шли из района. При таком раскладе объединение Нижневартовска и Нижневартовского района может быть выгодна только городу.
Понимая это, нижневартовские власти заранее оговаривают возможные альтернативы. Если правительство ХМАО не поддержит основной план реформ, то может поступить предложение присоединить к городу часть Нижневартовского района. Например, ту, где расположены месторождения градообразующего предприятия Нижневартовска - Тюменской нефтяной компании.
Возможен вариант, когда нижневартовские власти вообще снимут свои притязания на часть районной территории. Для этого новый налоговый кодекс должен дать понимание, каким образом выживать таким городам, как Нижневартовск.