Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям накануне подвела итоги деятельности за первые четыре месяца 2004 года. За январь-апрель сотрудниками службы выявлено более 5 тысяч преступлений налоговой и экономической направленности. Из них в крупном и особо крупном размере – более 3,5 тысяч. В суд направлено 733 уголовных дела по налоговым преступлениям, из них 48 – в особо крупном размере. В последнее время ФСЭНП занялась финансовыми пирамидами и расследует около ста дел такого рода.
Накануне в Екатеринбурге побывал глава ФСЭНП Сергей Веревкин-Рохальский, где дал короткую пресс-конференцию. Ниже мы представляем вам краткую запись общения господина Веревкина-Рохальского с местной прессой.
Вопрос: Расскажите о первых итогах работы новой структуры, которую Вы возглавляете.
Сергей Веревкин-Рахальский: 1 июля 2003 согласно указу президента была создана Федеральная службы по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. В ее состав вошли расформированная налоговая полиция и главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. То есть в федеральной службе два управления - УБЭП и главное управление по налоговой преступности. В связи с тем, что с указом президента здание, компьютеры, машины - все ушло в Госкомитет по борьбе с наркотиками, сотрудники бывшей налоговой полиции пришли в Главное управление, если так можно выразиться, с одними карандашами. Становление происходило очень сложно.
Я уже объездил все 7 федеральных округов и посмотрел, как происходит становление, ведь год уже прошел, в каком состоянии работа по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Если брать Свердловскую область, то по уровню экономических преступлений в России она занимает 7 место. Что меня искренне обрадовало так это то, что нам удалось сохранить потенциал сотрудников, много молодежи к нам идет, образование которых позволяет ликвидировать схемы по уходу от уплаты налогов и возбуждать уголовные дела.
Вопрос: Существует мнение, что чем мягче налоговая политика в государстве, тем меньше налоговых преступлений. Вы согласны с таким утверждением?
Сергей Веревкин-Рахальский: Налоговые преступления не зависят от жесткости или мягкости налоговой политики. Мы не заинтересованы в том, чтобы заполнять тюрьмы людьми. Мы заинтересованы в том, чтобы люди, ушедшие от уплаты налогов, вернули государству то, что они украли. Если сравнивать работу налоговой полиции, как отдельной структуры и уже в системе МВД, то результаты работы по возврату денег государству улучшились в полтора раза. Объясняется это двумя вещами. В свое время налоговая полиция и УБЭП работали на одной площадке, бегали за одними и теми же преступниками. Работа была не согласованной и к результату не приводила. Сейчас это единая служба.
И второе, все-таки с каждым годом специалисты, которые борются с налоговой преступностью, повышают свое образование и бороться с преступностью становится легче. Основную задачу, которую решает служба, и ее поставил президент, очень простая: поддерживать "белый бизнес", пытаться "серый бизнес" перевести в белое пространство и душить "черный бизнес".
Вопрос: А какое у Вас сложилось впечатление от общения с молодыми специалистами в Свердловской области?
Сергей Веревкин-Рахальский: Если посмотреть на меня, то я довольно трудно вхожу в новое экономическое пространство. Образование я получил в Советском союзе, жил я по законам Советского союза. Экономика развивается семимильными шагами, а молодые ребята быстро адаптируется к этому. Я недавно беседовал с молодыми ребятами и узнал много нового из того, что они видят в вексельном обращении в масштабах России. С таким жаром они рассказывают о новых схемах ухода от уплаты налогов. В Екатеринбурге я познакомился с новой схемой, которой еще в Москве нет. Центральный аппарат ту схему, которую мне здесь обрисовали, еще и не знает.
Вопрос: Есть такой предел, когда все схемы по уходу от уплаты налогов будут исчерпаны и наше законодательство будет совершенным?
Сергей Веревкин-Рахальский: Налоговое законодательство все время совершенствуется. Но проблем все равно остается много. Вот, например, лжеэкспорт. У нас возврат денежных средств из государства в казну недобросовестных коммерческих структур, которые занимаются фиктивными поставками за рубеж, в год растет в 1,3-1,4 раза. Все крупные холдинги имеют аппарат экспертов, которые тоже жутко образованы, там и ученые и профессора, которые за отдельно взятые деньги объясняют, как в рамках действующего законодательства можно минимизировать налоги. Вы понимаете, культура налогообложения в России по сравнению с Западом очень не развита. Может быть, когда-нибудь, но уже, наверное, не при моей жизни, слишком много добросовестных налогоплательщиков будет.
Вторая проблема, как мне кажется, втом, что у нас судебная практика идет таким образом, что налоговое преступление не считается особо тяжким. В основном за крупную сумму увода налогов - условный срок наказания. Может быть, это и правильно, я не могу это обсуждать. Но Запад идет по несколько другому образцу. Там неуплата налогов считается тяжким преступлением, такой человек презирается обществом. У нас пока такого нет.
Вопрос: Что касается Свердловской области. Расскажите более подробно, какие именно экономические преступления здесь имеют место быть?
Сергей Веревкин-Рахальский: По сути в Свердловской области весь спектр преступлений. Я смотрел лесопромышленный комплекс, металлургию, бюджетную сферу, контрафактную продукцию, отмывание денег. Во всех сферах есть преступления и возбуждены уголовные дела. Я являюсь сторонникам не сообщать журналистам ни одного названия крупной фирмы, в отношении которой возбуждено уголовное дело. Три года назад совершил ошибку, после чего акции этой фирмы на рынке упали в три с половиной раза. Поскольку я руковожу Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям, которая занимается выявлением и документированием, а не расследованием уголовных дел, то отвечаю только за свой участок.
Вопрос: Прокомментируйте ситуацию с Британским Советом, который не представил документов о своем дипстатусе и МИД России также подтвердил отсутствие такого статуса у данной организации. Между тем, в Вашей структуре считают, что Британский Совет – это рядовое коммерческое предприятие, которое обязано платить налоги.
Сергей Веревкин-Рахальский: По Британскому Совету у нас позиция очень простая. Давайте жить в рамках существующего законодательства. Давайте сделаем таким образом, чтобы статус вашего Британского Совета был определен либо соглашением между Британией и Россией, либо договором между Британией и Россией. А, чтобы не существовали неизвестно как, и неизвестно где. Второе, будьте добры, предоставьте финансовые документы своей деятельности. Вы говорите, что вы - подразделение Британского посольства, покажите хоть один документ, подтверждающий это. Нет его. Поэтому мы попросили предоставить финансовые документы. Подчеркиваю, никакого конфликта нет. Конфликт, когда начинают кулаками махать. Мы в данной ситуации просим: покажите финансовые документы вашей организации. И все.
Вопрос: Всегда ли экономические преступления наказываются, существуют ли прорехи в рамках существующего законодательства, которые мешают раскрывать преступления?
Сергей Веревкин-Рахальский: Вопрос из серии "иди туда, не знаю куда, делай то, не зная что". В принципе да, не всегда налоговое преступление можно доказать. Существует много возможностей у лиц, в отношении которых совершаются следственные действия, каким-то чудом уйти от ответственности. Прорехи в нашем законодательстве существуют. Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям в рамках своей компетенции постоянно вносит в Правительство РФ предложения по изменению той или иной части статей налогов кодекса. Когда прислушиваются, когда нет.