"Реформа /лат. преобразование/- вводимое законодательным путем усовершенствование какой-либо отрасли государственной или общественной жизни." Энциклопедия Брогкауза и Ефрона.
Реформа в современной России - это такое специальное кодовое слово, ласкающее западный слух и удручающее российский. Слишком уж часто "усовершенствования какой-либо отрасли" аукались нам по полной программе: и потерей накоплений, и расформированием военных частей, и ставшими вдруг платными походами в поликлинику. Но вот, казалось бы, появилась в начале XXI века реформа, которая обещала прийтись по душе рядовому россиянину – административная. Но не тут-то было…
В 2000-2002 годах реформа госаппарата представлялась обществу как кардинальное изменение не только структуры власти, но и философии ее. Во-первых, предполагалось сделать деятельность чиновников высокооплачиваемой и престижной с одной стороны, с другой – повысить личную ответственность за фронт работы и ужесточить наказание за взяточничество. Таким образом, современному отечественному бюрократу должно было стать выгодно работать на интересы государства, а не на свой любимый и нередко бездонный карман.
Во-вторых, для реализации первой позиции предполагалось изменить кадровый подход. Старых номенклатурных работников, "связанных одной цепью", ждала, по задумкам тогдашних идеологов, пенсия, а на их места должны были прийти свежие профессиональные бизнес-кадры. То бишь этакие 30-40-летние менеджеры-патриоты, со стажем работы в бизнес-структурах, решенными материальными проблемами, мечтающие послужить на благо родины в ее так сказать канцелярии…
И что только не делалось ради этой светлой идеи. Аж два подразделения власти: Дмитрий Козак в президентской администрации и комиссия, возглавляемая Борисом Алешиным в правительстве, несколько лет подряд трудились над концепцией новой системы управления страной. Так постепенно из реформы госаппарата и кадровой реформы выросла одна могучая "административная". Реализацией последней начало заниматься грефовское минэкономразвития под пристальным вниманием двух вышеозначенных чинов.
Первое, что решено было сделать, – выявить лишние функции государства и либо упразднить их, либо передать их аккредитованных структурам. Выявили. В качестве примера: ежегодно миллионы российских автолюбителей проходят техосмотр /ТО/ транспортных средств, но, если до сих пор это можно было сделать только в пунктах техосмотра ГАИ, то в перспективе, если с админреформой все сложится, ТО можно будет пройти в лицензированном или аккредитованном государством коммерческом автосервисе, если вас, допустим, не устраивают очереди или цены в автоинспекции. Разрушенная, таким образом, монополия государства создаст возможность конкуренции и позволит снизить мздоимство в одной из самых прославленных по этой части структур.
Но, если бы все было так просто… На сегодняшний день признано, что примерно каждая пятая государственная функция на федеральном уровне подлежит упразднению, а каждая вторая нуждается в пересмотре. А потому для принципиального перевода отношений чиновника и гражданина на иной уровень ответственности, по словам замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, потребуется пересмотр более 500 нормативных актов. Цифра эта реформу попросту готова была похоронить. Да не успела.
С легкой руки Петра I повелось, что структуру российского правительства кардинально перестраивают спустя каждые сто лет. В начале XVIII века Петр вместо думных дьяков и приказов ввел по шведскому образцу коллегии. Через приблизительно сто лет Александр I заменил их на министерства. Еще через столетие Николай II ввел пост премьер-министра. Проведенная Путиным “усушка” кабинета министров не менее радикальна. Ведь в последний раз наше правительство было столь малочисленным в эпоху ленинского Совнаркома. /МК/.
Глава государства накануне президентских выборов, изменив структуру правительства и его кадровый состав и "обнадежив" подобной же перспективой свою администрацию, придал запутавшейся в собственных хитросплетениях реформе новый импульс развития. Еще Наполеон отметил, что "искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности" и спорить с этим трудно. Однако, вот уже вторую неделю российские СМИ пестрят исключительно фамилиями вновь назначенных новых-старых чиновников, при этом ответы на вопросы: кто за что отвечает, кто кого будет "строить" и куда придется идти "на поклон" обществу и бизнесу – совершенно не очевидны.
Более того, непонятны до сих пор механизмы решения даже таких "технических" проблем, как, например, зарплата сотрудников федеральных агентств. Расходы на это просто не предусмотрены бюджетом. Еще пример – количество замминистров, глава правительственного аппарата Козак настаивает на двух, а единственный вице-премьер Жуков, считает, что замов должно быть побольше. А ведь этот, всплывший на информационную поверхность спор, далеко не самый принципиальный повод для противоречий.
Пока реформу органов власти в цифрах можно оценить так. Минпромэнерго зарезервировало за собой /только за центральным аппаратом/ 19 госфункций, 12 заместителей министра /из них 2 первых/, 1342 штатные единицы и фонд зарплаты в 29,401 млн рублей. МЭРТ: 57 персональных госфункций и 33 совместных с другими министерствами, 11 замминистра /2 первых/, 2267 штатных единиц и фонд зарплаты 49,595 млн рублей. Минфин: 3 госфункции /но зато среди них бюджет/, 1604 штатные единицы, 8 замминистра /4 первых/ и 49,279 млн рублей в фонде заработной платы. Остальные министерства по сравнению с этой ударной тройкой можно оценить как периферийные. Кстати, из этих цифр следует, что самые высокооплачиваемые чиновники будут работать в Минфине. /КоммерсантЪ/.
Остается порадоваться за сотрудников Минфина и вернуться к непростым мыслям о том, какое будущее ждет нас за этими цифрами и к чему вообще произведена в чиновничьей среде встряска, парализовавшая работу российской власти на ближайшие минимум полгода. Это только Москву будоражит уже недели, а пока поменяются кабинетами, полномочиями и финансированием все региональные подразделения реформированных министерств – сколько воды утечет…
Уже написано, и то, что нынешние правительственные перемены "содраны" с американского варианта – у них один вице-премьер и у нас один, и то, что министерства называются точно как в Англии времен Маргарэт Тетчер, и то, что мы почти догнали Германию, где министров совсем мало – всего 13. Но все эти формальные сходства не дают даже подсказки в ответе на вопрос: зачем?
На поверхности пока только один вариант ответа – именно с такой структурой удобно работать действующему президенту и именно в нее вписываются его кадровые предпочтения. Запас последних, кстати, весьма скуден, чем, возможно, /а не только популизмом/ и объясняются "сократительные" тенденции.
А поскольку назначенные реформаторами за последние три года ничего более-менее конкретного на счет административной реформы не прописали и не реализовали, то пришлось начинать ее самому. С вершков. От того, сможет ли президент за оставшиеся четыре года правления добраться до "корешков" проблемы и изменить не только структуру, но и суть погрязшего во взяточничестве, бумажках-отписках и связях российского чиновничества зависит, в том числе, и его политическое будущее. Что интересно, не только президента, но и нашего с вами...
Вместо P.S.
Как только было объявлено о коренных переменах в исполнительной властной вертикали, редакция Накануне.Ru затеяла на сайте непрофессиональный, но, на наш взгляд, значимый миниопрос-голосование. Мы интересовались мнением наших читателей по поводу затеянных реформаций. Вариантов ответов было несколько. От оптимистичного "преобразования в Правительстве РФ приведут к мощному рывку российской экономики" до беспросветного "система исполнительной власти станет еще хуже".
Результаты нашего пока не закончившегося голосования, в котором уже поучаствовало более 400 человек, не внушают надежд. Только 4% наших читателей считают, что преобразования министерств приведут к "к мощному рывку российской экономики".6% решили, что преборазования в Правительстве РФ приведут к "поступательному изменению построения власти на местах". Большинство полагает, что попросту ничего не изменится: 32% выбрали ответ "вырастет число чиновников" и 33% - "ничего принципиально не изменится". Подавляющее большинство. И четверть наших читателей полагает, что "система исполнительной власти станет еще хуже". Вот такое небольшое послесловие...