Компания столкнулась с реальной угрозой остановки работы в 2004 году на 20 площадках эксплуатационного и 17 площадках разведочного и поискового бурения – в общей сложности это около 175 разведочных, поисковых и эксплуатационных скважин.
Комментируя сложившуюся ситуацию, начальник отдела охраны природы ОАО «Сургутнефтегаз» Любовь Малышкина сказала:
- Территория деятельности нашей компании на 75% состоит из водоохранных зон и болот. Мы несколько лет работали над совершенствованием технологии строительства скважин на кустах, расположенных в водоохранных зонах, с тем, чтобы снизить влияние процесса на окружающую среду. Суть наших поисков заключалась в том, чтобы применять в бурении малоопасные буровые растворы, эффективные системы очистки, конструкции кустовых площадок повышенной надежности, а отжатый и очищенный буровой шлам использовать наиболее оптимальным способом, в частности, в насыпь кустовой площадки как инертный грунт. Обоснование и разработка технологии шли два года, опытно-промышленные испытания – четыре года. Мы привлекли ведущие научные центры страны, получили все необходимые согласования и заключения.
Применение этой технологии по всем оценкам приводит к значительному снижению влияния процесса строительства скважин на окружающую среду, но и увеличивает стоимость процесса более чем в 1,5 раза. Учитывая экологический эффект, мы приняли решение о полном переходе на новые экологически безопасные технологии.
Все этапы работ по внедрению технологии и полученные результаты согласовывались в местных органах Госсанэпиднадзора, Госкомэкологии и водной службы МПР России. Экологический мониторинг вокруг кустов с утилизацией очищенных буровых шламов в насыпь кустовой площадки показал: использование бурового шлама в основание кустовой площадки в качестве инертного грунта не оказывает влияние на качественный и количественный состав веществ в грунтовых водах. Он не более опасен, чем природный песок или торф.
В результате применения новой технологии объемы отходов бурения у нас снизились в два раза. С точки зрения экологической и экономической эффективности метод полностью себя оправдал. Но не оправдал ожидания чиновников Ханты-Мансийского окружного Управления охраны окружающей природной среды на пополнение экологического фонда: если до применения технологии очистки и использования шлама мы платили за размещение отходов бурения 52,3 млн. рублей в год, то теперь – 14,8 млн. рублей. И они всячески стремятся вернуть нас к прежним технологиям – чем больше мы будем загрязнять окружающую среду, тем больше они смогут получить денег. Пытались приостановить работы предписанием – суд его отменил, признав недействительным.
Но чиновники продолжают упорствовать, отказываясь согласовать регламент по проведению работ на кустах, расположенных в водо-охранных зонах. Это может уже в скором времени привести к остановке работ по строительству кустовых площадок, поисково-разведочных и буровых работ, что в последствие скажется и на объемах добычи нефти.
ОАО «Сургутнефтегаз» намерено отстаивать свою позицию на всех уровнях, вплоть до обращения в суды с требованием возмещения материального ущерба, который может понести компания в результате противоправных действий Управления охраны окружающей природной среды ХМАО.