Новости
Чечня может стать офшором
Экономика | Свердловская область | Курганская область

На Северном Кавказе в ближайшее время может появиться маленький экономический оазис. Имя ему - Чечня. В понедельник выяснилось, что к готовящемуся договору о разграничении полномочий между Москвой и Грозным присматриваются и другие республики. Соседи Чечни не прочь предоставить свою территорию для эксперимента.

- Я бы сделал многое, чтобы вернуть в Ингушетию офшор. Работа в этом направлении идет, но сомневаюсь, что идея будет поддержана, - сказал в понедельник на пресс-конференции в офисе Интерфакса президент Ингушетии Мурат Зязиков, отвечая на вопрос "Известий".

Опыт введения свободной экономической зоны (СЭЗ) в Ингушетии, подтвердил Зязиков, был неудачным: вместо экономического подъема на налоговых и таможенных льготах "наварили" сотни российских фирм, и офшор был бесславно закрыт. Зязиков предостерег Чечню от повторения печального опыта Ингушетии. Потому и самого слова "офшор" сейчас старательно избегают при подготовке договора между Москвой и Грозным. Хотя Чечня добивается как раз налоговых, таможенных льгот и других условий экономического благоприятствования, характерных для СЭЗ.

Оздоровления требует экономика всех республик юга России, последние 10 лет находящихся в прифронтовой зоне. Ассоциация экономического взаимодействия "Северный Кавказ", которую на днях возглавил Мурат Зязиков, работает ни шатко ни валко, о федеральной целевой программе "Юг России" больше говорят, чем собираются ее выполнять. Поэтому северокавказские республики имеют аргументы для постановки вопроса о заключении "своих" договоров.

Но самое интересное, что офшор еще нигде не привел к экономическому оздоровлению. "Это кормушка для узкого круга, - считает Ахмар Завгаев. - Я не знаю ни одного субъекта, где была бы офшорная зона и выпрямилась экономика".

- В субъектах, которые призывали к СЭЗ, будь то Калмыкия, Ингушетия или Калининград, капитально зарабатывали те, кто поближе к власти, - согласен с этим Аслаханов. - Но на экономике регионов это мало сказывалось. Когда я обращался к президенту, то просил не о свободной, а об особой экономической зоне в Чечне.

Договор о разграничении полномочий будет действовать на период восстановления экономики и социальной сферы Чечни. По словам Завгаева, в проекте документа нет никаких офшоров, есть только экономические льготы по развитию ряда приоритетных направлений (то есть скорее особая экономическая зона, чем "свободная").

- Честно говоря, есть опасения, что будут серьезные проблемы, - считает Аслаханов. - Экономическая зона эффективно работает в условиях, когда обеспечиваются безопасность и жесткий контроль. К сожалению, в настоящий момент мы не можем говорить об этом в Чечне. Надо серьезно думать и предлагать какую-то реальную систему, пишут "Известия".