В третьей декаде сентября 2003 года начался второй этап реформирования российского железнодорожного транспорта. 19 сентября председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление Правительства № 585 о создании открытого акционерного общества «РЖД» и утвердил Устав ОАО «РЖД». 22 сентября президент России Владимир Путин назначил Геннадия Фадеева президентом ОАО «Российские железные дороги». 30 сентября был подписан Сводный передаточный акт на имущество и обязательства железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД». 1 октября железнодорожный холдинг принял на себя управление перевозочным процессом и всю хозяйственную деятельность отрасли.
8 октября в Челябинске в управлении Южно-Уральской железной дороги состоялась пресс-конференция, посвященная началу деятельности ОАО «РЖД» и преобразованиям, проходящим на ЮУЖД в рамках реформирования. В ней приняли участие заместители начальника ЮУЖД по реформированию и экономическим вопросам Александр Бесчастнов и Александр Сельменских.
Как сообщили Накануне.ру в пресс-центре ЮУЖД, Александр Бесчастнов озвучил цели и задачи реформирования отечественного железнодорожного транспорта. Он рассказал, что структурное реформирование направлено на повышение эффективности работы железных дорог, производительности труда, снижение транспортной составляющей в цене продукции промышленных предприятий России, сохранение максимальной доступности услуг РЖД, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.
Заместитель начальника ЮУЖД по реформированию также сообщил: за Министерством путей сообщения сохраняются функции государственного регулирования железнодорожным транспортом. Рычаги хозяйственного управления полностью перешли к ОАО «Российские железные дороги». Особенно Александр Бесчастнов подчеркнул, что 100 процентов акций ОАО «РЖД» находятся в государственной собственности. При этом в процессе реформирования железнодорожного транспорта монопольная часть уменьшается за счет создания предприятий, способных работать на конкурентном рынке. На железных дорогах будет создан конкурентный сектор, который должен стать привлекательным для инвестиций со стороны банковских и бизнес-структур. Это, в свою очередь, позволит активно внедрять новую технику и технологию. В результате улучшается качество обслуживания клиентов, обеспечивается рост оплаты труда, растет социальная защищенность железнодорожников.
Южноуральских журналистов проинформировали, что в уставный капитал ОАО «РЖД» вошли 987 предприятий и организаций, связанных как с перевозками, так и с сопровождающими их видами деятельности. Так, в состав железнодорожного холдинга включены 58 предприятий ЮУЖД, в том числе дорожный спортивный клуб «Локомотив», 12 медицинских объектов, 29 детских садов и школ, 7 домов культуры.
Как рассказал на пресс-конференции заместитель начальника ЮУЖД по экономическим вопросам Александр Сельменских, финансовое благополучие дороги обеспечивается ее эффективной работой. На ЮУЖД динамично растут объемы перевозок. Грузооборот за девять месяцев 2003 года, в сравнении с аналогичным периодом 2002 года, вырос на 14,4 процента, производительность труда – 14,1 процента. За этот же период текущего года ЮУЖД перечислила во все виды бюджетов и внебюджетные фонды более 5,190 миллиарда рублей. Рост объемов перевозок также позволил увеличить численность работников Южно-Уральской дороги. Так, в сентябре 2002 года на ЮУЖД на перевозках было занято 60666 человек, в сентябре 2003 года – 61580 человек, в основной деятельности соответственно - 76085 и 77570 человек. ЮУЖД также заботится о притоке свежих кадров. Если в 2001 году на дорогу было принято 404 выпускников вузов и техникумов, то в 2002 и 2003 году – соответственно 440 и 500 молодых специалистов.
Увеличились объемы внутренних капитальных вложений
ЮУЖД в программы повышения безопасности движения поездов, обновления
и развитие инфраструктуры, внедрения новых технологий:
- в 2001
году было освоено более 1 миллиарда 650 миллионов
рублей;
- в 2002 году более 2 миллиардов
171 миллиона рублей;
- до
конца 2003 года будет освоено более 3
миллиардов 54 миллионов рублей.
На Южно-Уральской магистрали уже работают предприятия, составляющие конкурентную основу железнодорожной отрасли. Это дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении, три дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, дорожная дирекция по ремонту пути, Достройтрест. Выделен дорожный центр рабочего снабжения, который стал филиалом ОАО «РЖД». С Южно-Уральской магистралью также сегодня сотрудничают шесть компаний-операторов по перевозке грузов. Эффективно работает ОАО «ММК-Транс», созданное на базе Магнитогорского металлургического комбината. Эта компания активно приобретает собственные грузовые вагоны, тем самым обеспечивая себя подвижным составом и решая проблемы других грузоотправителей региона.
ЮУЖД планирует совместно с правительством Челябинской области и администрацией города Челябинска создать компанию по перевозке пассажиров в пригородном сообщении. Появление этого предприятия поможет железной дороге сделать бизнес по перевозке пригородных пассажиров прозрачным для своих партнеров, привлекать средства на обновление и развитие пассажирского комплекса. Пассажирские перевозки постепенно перестанут быть убыточными, повысится качество обслуживания населения.