На рассмотрение Государственной Думы внесены поправки,
направленные на реформу антимонопольного законодательства. Целями
поправок, внесенных депутатами фракции «ЯБЛОКО» Игорем Артемьевым и Сергеем
Иваненко, являются, по словам авторов, совершенствование процедур
обращения в суды по искам о нарушении антимонопольного законодательства,
установление пороговых значений долей рынка, ниже которых антимонопольные дела
не рассматриваются, изменение статуса Министерства по антимонопольной политике
(МАП), сообщает партийная пресс-служба.
«По действующему закону у
граждан, у потребителей отсутствует возможность непосредственно обратиться в суд
с иском против монополиста», - считает И.Артемьев. По его словам, прежде чем
передать дело о нарушении антимонопольного законодательства в суд, МАП должен
вынести решение о наличии или отсутствии признаков подобного нарушения.
«Таким образом, во-первых, возможность реализации права
гражданина на рассмотрение иска в суде ставится в зависимость от решения МАПа.
Во-вторых, органу исполнительной власти – МАПу фактически частично передаются
функции судебной власти», - отметил депутат, - Мы хотим предоставить гражданам
право обращаться в суд напрямую и упростить процедуру подачи иска, сделать ее
понятной для потребителей и представляющих их интересы некоммерческих
организаций». «Более того, необходимо обязать МАП бесплатно консультировать
граждан, намеренных обратиться в суд об ущемлении их интересов в результате
недобросовестной конкуренции», - подчеркнул он.
По мнению
И.Артемьева, если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 5%, то иски
о нарушении им антимонопольного законодательства не должны рассматриваться
судом, так как не создается реальная угроза рыночной конкуренции и интересам
потребителей.
«МАП, принимая решение о наличии у компании
доминирующего положения на рынке, берет на себя полномочия судебной власти, -
сказал депутат, - Выдача такого заключения должна являться исключительной
прерогативой суда».
«В качестве основной причины слабости МАПа как
органа антимонопольной защиты общества представляется его ущербная роль в
правительстве, - отметил И. Артемьев, - которое в значительной мере подвержено
влиянию занимающих монопольное положение предприятий, прежде всего –
естественных монополий». Он считает, что при формировании состава МАПа главное –
обеспечить равномерное представительство в нем различных ветвей государственной
власти. В проекте федерального закона сказано, что МАП «управляется советом,
состоящим из 7 человек, трое из которых, включая председателя, назначаются
Президентом РФ. Двое – Федеральным Собранием РФ, двое – Правительством РФ».
«Такой порядок обеспечит независимость МАПа от конкретного органа
государственной власти», - заключил И.Артемьев.