В настоящее время в направлении Китая перевозится около 5-6 млн. тонн нефти в год через пограничную станцию Забайкальск. В дальнейшем объем перевозок будет увеличиваться до принятия решения о строительстве в направлении китайской границы трубопровода.
В проекте инвестиционной программы ОАО "РЖД" уже предусмотрено выделение около 100 млн. рублей на подготовительные работы по электрификации направления Чита - Забайкальск, которая должна завершиться в 2007 году. Кроме того, ОАО "РЖД" планирует усилить путевой комплекс на этом направлении и проложить в отдельных местах вторые пути. Все эти работы будут вестись параллельно в течение трех лет, сообщили Накануне.Ru в пресс-службе ОАО "РЖД".
Основным поставщиком российской нефти в Китай является НК "ЮКОС", которая подписала в мае 2003 года соглашение с китайской нефтегазовой национальной корпорацией (CNPC) об увеличении в перспективе поставок нефти до 30 млн. тонн в год. Сегодня российские железные дороги обладают всей необходимой инфраструктурой для транспортировки заявленного нефтяниками объема грузов.
Кроме того, ожидается увеличение перевозок сырой нефти в Китай через Монголию. "В ближайшие годы мы ожидаем увеличения перевозок на этом направлении, - заявил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. - Если в этом году транзит нефти железнодорожным транспортом через Монголию составит около 2 млн. тонн, то в 2004 году он увеличится до 4 млн. тонн, а к 2007 году вырастет до 10 млн. тонн в год".