Новости
Касьянов и Коидзуми обсудят проект нефтепровода через Находку
Политика | Свердловская область | В России

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов совершает официальный визит в Японию, сообщили в департаменте правительственной информации.

В ходе визита Касьянов проведет переговоры с премьер-министром Японии Дз.Коидзуми, встретится с министром иностранных дел Японии Ё.Кавагути, министром экономики, торговли и промышленности Японии С.Накагавой, а также председателем Палаты представителей Парламента Японии Е.Коно.

Кроме того, Касьянов проведет встречу с представителями Японской ассоциации экономических организаций. После этого, глава Правительства России примет участие в энергетическом семинаре, на котором с руководителями крупнейших японских компаний обсудит как перспективы двустороннего сотрудничества, так и проблемы развития энергетического рынка азиатско-тихоокеанского региона. В тот же день Михаил Касьянов с супругой будет принят у императора Японии Акихито.

Премьер-министр России намерен также посетить город Киото и обсудить вопросы торгово-экономического характера с президентом Кансайской федерации экономических организаций, председателем совета директоров крупнейшей энергетической корпорации «Кансай дэнреку» Е.Якимой и губернатором Киото К.Ямадой.

В состав российской Правительственной делегации в Японию вошли министр по атомной энергии А.Румянцев, председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин, полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский, а также представители Минэнерго, Минэкономразвития и Госкомрыболовства.

Помимо этого, Касьянова в поездке будут сопровождать представители ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», компании «Транснефть» и Внешэкономбанка.

Судя по всему, Япония в ходе визита Касьянова намерена предпринять еще одну попытку уговорить Россию протянуть нефтепровод из Ангарска не в Дацин, а в Находку.
Напомним, что возможность экспорт нефти в азиатском направлении обсуждается достаточно давно. Существует два альтернативных маршрута — Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка. За первый выступает «ЮКОС», за второй — компании «Транснефть» и «Роснефть».

Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков уверен, что для государства самый выгодный проект — нефтепровод на Находку. Причем в сравнении не только с проектом Ангарск-Дацин, но и с другими — КТК-2КТК-3, Дружба — Адрия, трубопровод на Мурманск, вторая очередь трубопровода из Казахстана. «Роснефть» придерживается позиции, что решение о выборе маршрута трубопровода из Ангарска нельзя принимать в отрыве от общей концепции развития трубопроводного транспорта в России.

С Богданчиковым согласен и президент «Транснефти» Семен Вайншток, который считает, что рынок экспорта нефти через Находку будет гораздо шире: от Китая до Америки. Кстати, японцы были готовы в случае положительных решений по проекту предоставить крупные кредиты на строительство нефтепровода и сопутствующей инфраструктуры — речь могла идти о сумме более $1 млрд. Всего же стоимость строительства нефтепровода Ангарск-Находка может превысить $5 млрд.

В компании «Роснефть» считают, что рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является наиболее емким и динамично развивающимся в мире. «Рынок АТР созрел. Подтверждением этому является заявление японской стороны о готовности финансировать строительство нефтепровода до Находки», — отметил глава «Роснефти» Сергей Богданчиков

Проект трубопровода до Находки в первую очередь обеспечивает комплексное развитие Восточной Сибири и Дальневосточного региона, значительные дополнительные доходы бюджета, загрузку БАМа и решение социально-экономических проблем этих регионов.

«Проект способствует укреплению экономической безопасности России и усилению позиций страны в международном сообществе» — считают в «Роснефти». Кроме того, существующие мощности АК «Транснефть» и почти все проектируемые экспортные маршруты направлены в Европу, Ангарск-Дацин — исключительно в Китай. В то же время, проект Ангарск-Находка ориентирован на емкий рынок, то есть на все страны АТР и США. При этом в «Роснефти» добавляют, что Китай не является надежным партнером и не соблюдает своих обязательств в долгосрочной перспективе.

В документах компании отмечается, что по проекту Ангарск-Дацин российская нефть будет продаваться на границе Китая по контрактным, а не рыночным ценам, а транзит проектом не предусматривается. Нельзя исключать возможность того, что после строительства трубопровода Ангарс-Дацин Китай сможет диктовать российским нефтяникам свои условия, которые нельзя будет обойти. В качестве примера Богданчиков назвал построенный еще в советское время трубопровод «Дружба», проложенный в Германию. В итоге мы имеем минус $6 с каждой тонны по сравнению с экспортом из Новороссийска.

По данным «Роснефти», потребность рынка США в нефти оценивается в 1, 15 млрд тонн в 2010 и 1, 33 млрд тонн к 2020 году. С учетом собственной добычи и импорта дополнительный потенциал рынка США оценивается в 166 млн. тонн в 2010 году и 286 млн тонн в 2020 году.

Потребность рынка АТР в нефти оценивается в 1, 1 млрд тонн в 2010 году и 1, 23 млрд тонн в 2020 году, а с учетом собственной добычи и импорта дополнительный потенциал рынка АТР оценивается в 160 млн тонн в 2010 году и 280 млн тонн в 2020 году.

В этой связи доля нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока в свободной нише рынков АТР и США составит 10–12%, следовательно, Россия не будет вступать в конкуренцию с другими поставщиками нефти в США и страны АТР, а проект Ангарск-Находка дает России существенные конкурентные преимущества, отмечают в «Роснефти».

Арест Ходорковского, проблемы «ЮКОСа» и несостоявшееся слияние «ЮКОСа» и «Сибнефти» вновь полили масла в уже казалось затухающий огонь обсуждения вопроса о направлении нефтепровода. Кстати, по словам Михаила Ходорковского, именно объединенная компания «ЮКОССибнефть» должна была реализовывать крупные проекты в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так что теперь все начинается с начала …