Аркадий Чернецкий вновь выиграл выборы и стал мэром Екатеринбурга на предстоящие четыре года. Юрий Осинцев, несмотря на все усилия областной команды /а именно его поддерживала областная свердловская власть и местное отделение партии "единороссов" с подачи губернатора Росселя/ в гонке Чернецкий - Осинцев - "Против всех" стал вторым.
Самая грязная в истории выборов на среднеуральской земле политическая кампания, слава богу, позади!
Итак, расклад сил в Свердловской области прежний. Губернатор - Эдуард Россель, мэр Екатеринбурга - Аркадий Чернецкий. Избиратель вновь продемонстрировал тягу к стабильности - пусть и с душком застоя, но стабильности. Кстати, екатеринбургский избиратель не одинок в таком стремлении - Башкирия тоже осталась со старым- новым президентом Рахимовым.
Как теперь будут работать губернатор и мэр - предсказывать не беремся .Ибо Россель в пылу своего предвыборного отпуска /стоит напомнить, что свердловский губернатор настолько серьезно относился к мэрской выборной кампании, что взял на 2 решающие недели перед вторым туром предвыборный отпуск!/ неоднократно заявлял, что работать с этим человеком он не намерен. А, как теперь выяснилось, придется. Хотя радости бытия вечная среднеуральская забава под названием "противостояние губернатор-мэр" никому не прибавит. Уральцам к этому, впрочем, не привыкать.
Кстати, именно в силу перманентной "драки" область-город выборы мэра Екатеринбурга превратились в настоящую баталию. Команда губернатора, вдохновленная 9 процентами разницы между Чернецким и Осинцевым в первом туре, серьезными процентами, отданными за тех кандидатов, что не прошли за флажки с первого раза вела кампанию как последний и решительный бой!
В ход пошло все. И несуществующие связи Чернецкого с Березовским, облеченные в фабулу чернопиарной "роман-газеты", и несуществующие погоны фсбшника, пришитые Осинцеву, и заявления лидера ОПС "Уралмаш" Хабарова, который накануне повторного голосования вдруг объявил, что он чуть ли не поддерживал Осинцева по заданию Чернецкого. Наконец, массированная поддержка местными "единороссами", которые, видимо, не очень надеясь на собственный авторитет, постоянно рассылали в местные СМИ релизы со словами поддержки в адрес Юрия Валерьевича различных видных "единороссов". А глава местного исполкома отделения партии господин Бакин грозил Чернецкому исключением из стройных партрядов и усиленно чистил от сторонников мэра свердловское "единороссовское" отделение.
Екатеринбуржцы большинством голосов решили: мэру- мэрово, губернатору-губернаторово, а "единороссам" - пока большинство.
Есть кроме необычной грязи, пролитой с двух сторон, но со стороны областной власти явно более сочной и совершенно обильной, в минувшей накануне избирательной кампании несколько деталей, над которыми, как нам кажется, стоит поразмыслить.
Во-первых, явка. На губернаторские выборы в Свердловской области пришло в первом туре - около 33%, во втором - около 32% избирателей. В избрании мэра участвовало в первом туре - около 45% екатеринбуржцев /но то были выборы 7 декабря, заметьте!/, а во втором туре 21 декабря приняло участие около 50% избирателей! Для местных выборов, не совмещенных ни с какими федеральными, просто рекорд.
Простой анализ цифр толкает к двум выводам. Первое - команда Чернецкого явно продолжает серьезно контролировать ситуацию в городе, чего не скажешь о команде Росселя в области. И второе. Когда в выборной кампании есть интрига - избиратель гораздо более охотно стремится использовать свое право. В губернатороской кампании в Свердловской области никакой интриги после поддержки Росселя "единороссами" не было. В мэрской гонке после 1 тура страсти накалились добела. Члена центральной ревизионной комиссии "Единой России" Аркадия Чернецкого однопартийцы не просто бросили в выборных боях, они ему противопоставили свежеиспеченного "единоросса" Юрия Осинцева и поддержали сию кандидатуру из всех крупнокалиберных областных орудий.
Результат для партии власти совершенно не подобающий -Чернецкий выиграл у конкурента более 15% голосов. "За" Чернецкого проголосовало из пришедших во втором туре более половины горожан 54,05% , "за" Осинцева -38,89%, кандидат "против всех" собрал достаточно спокойные - 6,29% /данные на 02.15/. Кстати, "против всех" в губернаторской кампании голоснуло в первом туре - 12,7%, во втором около 13%!
Цифры более чем говорящие. И, надо полагать, не сильно ошибемся, если предскажем, что задумываться над ними будут именно в штабе партии власти, как и в предвыборном президентском штабе. А, задумавшись, вполне могут накануне президентской гонки подвинуть аппаратную голову местного отделения "Единой России".
Безальтернативному Владимиру Путину совершенно необходима высокая явка. Ему просто не о чем больше мечтать. Предоставить таковую, как показали целых две кампании /от 7 декабря и от 21 декабря 2003 года/ чиновники свердловского отделения "единороссов" вряд ли в состоянии. Если вычеркнуть новогодне-рождественский "загул" , то времени остается на все про все два месяца. Так что, какую логику предпочтут в столице - "коней на переправе не меняют" или "не стоит рисковать и произвести кадровые рокировки", покажет ближайшее время. Но господину Бакину и Ко сегодня явно мало кто завидует.
Вывод второй. Уральский избиратель, понимая, что от его голоса в принципе мало что зависит, тем не менее, тяготеет к ситуации под названием "есть интрига". В референдумах, с заранее гарантированным чьим-то успехом, участвовать не стремится. И в то же время активизируется, когда видит угрозу имеющейся стабильности. Вот как тут быть? Эдуард Россель, кстати, неоднократно гордо говорил, мол, уральский гражданин, его понимание жизни - копия среднестатистического российского жителя. И что же делать, дабы этот самый субъект пришел 14 марта к урнам для голосования и кинул бюллетень? Придется-таки попотеть кремлевским политтехнологам над идеей.
Любопытно, что разгромный для всех оппонентов действующей власти счет от 7 декабря может сослужить весьма недобрую в этом смысле службу. Так и напрашивается параллель с историей отношений СМИ и выборного законодательства. Там тоже до такой степени переборщили с ограничителями, что избиратель от отсутствия информации просто чуть не уснул. Пришлось срочно подправлять момент с помощью Конституционного суда.
И, наконец, третье. Как известно, в природе с неизбежностью всех физических законов работает правило - сила действия равна противодействию. В приложении к политике, а конретней, сегодняшнему моменту в состоянии российского общества можно спрогнозировать, что разгромная ныне право-лево-фланговая ситуация неизбежно вызовет концентрацию сил именно на этих полюсах. Власти, даже после обеспечения победного голосования при приличной случаю явки 14 марта 2004 года, придется сие учитывать. Время слов и ожиданий закончилось. А реальные действия вызовут "одобрям-с" только в том случае, если будут соответствовать чаяниям большинства населения страны, конечно, при условии сохранения того уровня демократии, что есть сейчас. Иначе предстоящие четыре года станут очень непростыми для верховной власти. А докладывать об окончательной гибели марксовой теории и праволиберализма через положенный законом срок не придется ни тем, кто докладывал нынче, ни тем кто будет потом.