"Евразхолдинг ", на днях признавшийся во владении более 2% акций РАО "ЕЭС России", теперь в пух и прах раскритиковал предложение Минэкономразвития изменить план реформы РАО и продавать акции оптовых генерирующих компаний (ОГК) за деньги. Другие стратегические инвесторы РАО их поддерживают, но публично об этом говорить стесняются, а независимые аналитики уверены, что в итоге стороны найдут компромисс.
Как пишет газета "Ведомости", за последний год у РАО ЕЭС появилось много стратегических инвесторов, преимущественно российских финансово-промышленных групп. Один из них - "Евразхолдинг ", аккумулировавший, по словам его президента Александра Абрамова, более 2% акций РАО. "Решение стать акционерами РАО ЕЭС было нами принято, поскольку было объявлено, что акции РАО будут пропорционально обмениваться на акции генерирующих компаний. Мы увидели возможность формирования гигантского рынка акций генерирующих компаний, которые станут эффективными и прибыльными", - заявил Абрамов "Ведомостям".
Принцип, о котором говорит Абрамов, зафиксирован в стратегии развития РАО ЕЭС (план "5 + 5") , которая была утверждена в мае на последнем заседании предыдущего состава совета директоров РАО. В этом документе сказано, что генерирующие активы РАО будут выделены в 10 оптовых компаний: гидростанции объединят в четыре ОГК, а тепловые - в шесть. Акции ОГК, оставшиеся после пропорционального распределения, должны быть выставлены на аукцион, платежным средством в котором будут акции РАО ЕЭС.
Однако недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что этот принцип может быть изменен. По его мнению, эта схема может привести к созданию "энергетической олигополии": рынок электроэнергии окажется поделен между несколькими финансово-промышленными группами, скупившими акции РАО. Чтобы расширить круг претендентов на ОГК, Греф предложил продавать их акции не только за бумаги энергохолдинга, но и за деньги. Вслед за ним в том же духе высказался руководитель администрации президента Александр Волошин.
"Непонятно, как разделить потенциальных покупателей [акций ОГК] на плохих олигархов и хороших инвесторов, - недоумевает Абрамов. - Идти по этому пути - значит дискредитировать все, что только возможно". Бороться с возможной олигополией он предлагает при помощи антимонопольного законодательства.
Абрамов первым из крупных бизнесменов раскритиковал идею Грефа. "По этому вопросу нет ясности. Чубайс говорит одно, Греф и Волошин - другое, а рынок реагирует на эти высказывания нестабильностью котировок. Нам акции как инструмент заработков на биржевых спекуляциях абсолютно не интересны", - объясняет Абрамов. Он обещает "немедленно продать свой пакет акций", если возобладает точка зрения Грефа - Волошина. По его мнению, также поступят и подавляющее число крупных акционеров РАО, за которыми последуют владельцы мелких пакетов. "Более катастрофический сценарий для капитализации РАО трудно придумать", - резюмирует президент "Евразхолдинга", не исключая, что призывы к изменению плана могут как раз преследовать цель обвалить котировки "для последующей скупки по дешевке".
Представители других стратегических инвесторов, опрошенные "Ведомостями", единодушно поддержали Абрамова, но столь же дружно отказались сделать это публично. Заместитель гендиректора ИФК "Метрополь" Андрей Руденко полагает, что новые акционеры РАО просто не хотят обострять отношения с главным акционером, государством, и надеются на компромисс.
О такой возможности вчера заявил председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. По его словам, компромиссного механизма пока не существует, но он обязательно будет выработан. Да и сам Греф на днях говорил, что об окончательном решении говорить рано, так как совет директоров пока не рассматривал вопрос об изменении условий аукционов.
Аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко тоже считает, что государство договорится с олигархами. Но вот в обвал котировок в связи с изменением правил игры он не верит: "Свободных акций очень мало, не больше 10% , причем большая часть аккумулирована стратегическими инвесторами, спекулянты не смогут повлиять на цену. Конечно, можно предположить, что крупные инвесторы захотят зафиксировать прибыль, но они реалисты и наверняка понимают, что не смогут продать слишком большой объем".