Новости
Латышев: железные дороги станут "становым хребтом" удвоения ВВП
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | В России | В бывшем СССР

Межведомственное координационное совещание "О программах развития Свердловской и Южно-Уральской железных дорог и стратегическом партнерстве в Уральском федеральном округе по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" прошло сегодня в Екатеринбурге под руководством полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Латышева и президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадия Фадеева.

В совещании приняли участие главы субъектов Российской Федерации, входящих в УрФО, руководители Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители крупнейших предприятий машиностроения и грузоформирующих компаний, субъектов хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте, представители научных организаций.

Открывая совещание, Петр Латышев подчеркнул, что железнодорожная инфраструктура является основой транспортной системы в Уральском федеральном округе в силу своих экономико-географических особенностей. УрФО занимает центральное, "связующее" положение на стыке Европы-Азии, в нем расположено большое количество северных территорий с труднодоступной местностью, которые являются уже существующими и потенциальными районами хозяйственного освоения. Кроме того, мощная научно-производительная база юга делает опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры необходимым условием для динамичного развития регионов Урала и Западной Сибири, выполнения задач определенных в послании главы государства.

Уральские предприятия поставляют железным дорогам значительный объем продукции. Среди них НТМК, ММК, "Мечел", Уралвагонзавод. С другой стороны, отметил Латышев, за год деятельности "РЖД" уральские железнодорожники достигли серьезных производственных успехов: грузооборот составил 185 миллиардов тонно-километров, что выше на 7% показателей 2003 года, объемы перевозок пассажиров возросли на 5%.  

Благодаря увеличению инвестиционной составляющей РАО "РЖД" в Уральском федеральном округе реализован ряд конкретных проектов. В частности, развитие железнодорожной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе, открытие Центрального диспетчерского пункта управления Свердловской железной дороги в Екатеринбурге, запуск фирменных поездов и электропоездов повышенной комфортности, реконструкция железнодорожного вокзального комплекса в городах Челябинске и Лабытнанги.

Полпред обратил особое внимание на то, что в ходе визита Владимира Путина в УрФО в марте 2003 года были рассмотрены основные вопросы стратегического развития Уральского федерального округа. Эффективное реформирование железнодорожного транспорта, расширение и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Глава государства поставил в число приоритетов, влияющих на рост социально-экономического потенциала всех территорий округа.

В апреле 2003 года в Новом Уренгое состоялась Коллегия МПС по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры северных регионов округа. Результатом реализации решений Коллегии стала  реконструкция железнодорожного полотна на участке Коротчаево – Новый Уренгой. Создание управляющей компании по достройке и эксплуатации участка, подчеркнул Латышев, является примером эффективных партнерских взаимоотношений между органами исполнительной власти, Российскими железными дорогами и субъектами хозяйственной деятельности.

В ноябре минувшего года в резиденции полномочного представителя Президента Российской Федерации состоялось окружное координационное совещание по вопросам реализации транспортной стратегии России в Уральском федеральном округе.

В соответствии с его решениями создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам развития транспортного комплекса в федеральном округе, куда вошли представители органов государственного управления, субъектов хозяйствования, научных организаций всех направлений транспорта. Одними из главных участников в работе по созданию окружного сегмента транспортной стратегии в Уральском федеральном округе являются железнодорожники.

К настоящему времени проект исследования "Уральский федеральный округ: окружной сегмент транспортной стратегии России", разработанной Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук при участии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, находится на доработке и согласовании в органах исполнительной власти субъектов Федерации.

В число приоритетов развития железнодорожного комплекса, отмеченных в разрабатываемом документе, входит формирование системы транспортных коридоров, обновление и модернизация парка подвижного состава, основных фондов железной дороги.

Главными задачами в их реализации являются реконструкция и строительство железнодорожных линий на территории Надым – Пуртазовской нефтегазоносной провинции и в районах нефтегазодобычи полуострова Ямал. Развитие инфраструктуры Тюменского и Сургутского отделений Свердловской железной дороги, где уже к 2005 году по прогнозам ученых железнодорожная инфраструктура не обеспечит в полной мере потребностей движения поездов. Кроме того, в числе задач - вхождение регионов Уральского федерального округа в международный транспортный коридор №2 /Берлин – Варшава – Москва – Нижний Новгород/ и создание современной системы транспортно – экспедиционного обслуживания на Урале, в том числе с использованием новейшего центра управления железнодорожными перевозками в Екатеринбурге, а также развитие железнодорожных переходов на границе с Республикой Казахстан и увеличение выпуска необходимой продукции в интересах железной дороги на предприятиях Урала. Еще одной задачей является производство и модернизация электровозов постоянного тока на Свердловском и Челябинском электровозоремонтных заводах в кооперации с предприятиями машиностроения и приборостроения регионов, входящих в Уральский федеральный округ.

Наряду с производственными задачами, подчеркнул Петр Латышев, многое предстоит сделать в ходе реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 384 от 18 мая 2001 года "О структурной реформе на железнодорожном транспорте" и целого ряда законодательных актов, регулирующих ход реформы.

Формирование конкурентной среды, качественное улучшение оказываемых услуг железной дорогой здесь выходит на первый план.

Важным вопросом остается развитие пригородных пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации путем создания совместных компаний с органами государственной власти, привлечения других инвесторов.

Необходимо завершить процесс передачи объектов социальной сферы и жилищного фонда РАО "РЖД" в собственность субъектов Российской Федерации, отметил полпред. Вопрос серьезный и весьма острый для ряда территорий в Уральском федеральном округе, как и ряд других, связанных с межбюджетными отношениями. В том числе, с реализацией федерального законодательства в части разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

Одними из главных направлений взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и ОАО "РЖД" являются вопросы обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. В 2003-2004 годах на заседаниях окружной антитеррористической комиссии Уральского федерального округа был рассмотрен комплекс задач по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте и объектах железнодорожной инфраструктуры. Указанные вопросы включены в повестку планируемых мероприятий.

В заключение Петр Латышев выразил уверенность, что, оставаясь "становым хребтом" транспортной системы страны железнодорожная отрасль, вступив в новый качественный этап своего развития, станет одним из главных инструментов в реализации приоритетных положений Послания Главы государства Федеральному Собранию - построения современной конкурентоспособной экономики, улучшения благосостояния граждан нашей страны.

Полпред особо подчеркнул, что укрепление практики тесного сотрудничества аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов, промышленных предприятий, науки с ОАО "Российские железные дороги" позволит и впредь эффективно решать задачи развития, железнодорожного транспорта, стимулировать развитие социально-экономической сферы в Уральском федеральном округе и России, обеспечивать безопасность государства.

По итогам совещания был подписан Меморандум.

Меморандум подписали полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе П. Латышев, президент ОАО "Российские железные дороги"  Геннадий Фадеев, губернатор Тюменской области Сергей Собянин, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Филипенко, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Иосиф Левинзон, первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов, заместитель губернатора Курганской области И. Евгенов.

Далее мы приводим полный текст меморандума.

                                         МЕМОРАНДУМ

о сотрудничестве между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и субъектами Российской Федерации Уральского федерального округа

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в лице президента Г.М.Фадеева, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и субъекты Российской Федерации Уральского федерального округа, (далее – субъекты Российской Федерации) в целях определения приоритетных направлений сотрудничества договорились о нижеследующем:

 

Статья 1

Взаимодействие между ОАО «РЖД» и субъектами Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации,  законодательством субъектов Российской Федерации и основывается на принципах:

добросовестного и неукоснительного выполнения принятых обязательств;

взаимной заинтересованности в развитии связей на стабильной и долгосрочной основе;

отказа от действий, которые могли бы нанести экономический или иной ущерб ОАО «РЖД» или субъекту Российской Федерации;

согласования или заблаговременного информирования друг друга о решениях, принятие которых может затронуть права и законные интересы ОАО «РЖД» и субъектов Российской Федерации.

 

Статья 2

ОАО «РЖД» и субъекты Российской Федерации  определили в качестве  приоритетных следующие направления сотрудничества:

 

1.  В области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в пределах Уральского федерального округа:

Разработка и реализация совместных программ и мероприятий, направленных на развитие субъектов Российской Федерации, в том числе:

по развитию  железнодорожного транспорта Полярного и Приполярного Урала;

по формированию транспортно - логистической структуры в рамках второго международного транспортного коридора и Транссиба;

по строительству путевых развязок в разных уровнях при пересечении железнодорожных путей с автомобильными дорогами;

по реконструкции и капитальному ремонту железнодорожных вокзалов и посадочных платформ, расположенных в промышленных районах субъектов Российской Федерации;

по оборудованию железнодорожных переездов новыми и модернизированными техническими устройствами, обеспечивающими безопасность движения поездов и автомобильного транспорта.

 

2. В области развития железнодорожного машиностроения, металлургии и других видов производства:

а) дальнейшее расширение взаимодействия ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации по разработке региональных программ увеличения объемов производства железнодорожного подвижного состава, освоение выпуска грузовых вагонов и электровозов нового поколения;

б) развитие долгосрочных взаимоотношений между ОАО «РЖД» и промышленными предприятиями, расположенными в пределах Уральского федерального округа;

в) разработка программ совместных мероприятий по расширению использования научного потенциала субъектов Российской Федерации.

 

3. В области реформирования железнодорожного транспорта:

а) создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке совместных  пригородных пассажирских компаний в форме акционерных обществ;

б) создание условий для работы операторов железнодорожного подвижного состава.

в) рассмотреть вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с ОАО «РЖД».

 

4. В социальной сфере:

Направление совместных усилий на решение социальных проблем, в том числе:

принятие и реализация программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

проведение мероприятий по улучшению жилищных условий работников ОАО «РЖД», в том числе по строительству жилья по действующим в субъектах Российской Федерации и в ОАО «РЖД» ипотечным программам;

включение учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в программы обязательного медицинского страхования населения и региональные целевые программы по охране здоровья;

совершенствование системы подготовки  и переподготовки кадров;

принятие и реализация целевых региональных программ сохранения  культурного наследия регионов.

 

5. В области безопасности:

Осуществление совместных мероприятий, направленных на защиту пассажиров и работников ОАО «РЖД», сохранности грузов и объектов железнодорожного транспорта от проявлений террористического характера и других противоправных действий.  

 

Статья 3

ОАО «РЖД» и субъекты Российской Федерации заключают в развитие настоящего Меморандума договоры в областях деятельности, предусмотренных настоящим Меморандумом.

При необходимости ОАО «РЖД» и субъекты Российской Федерации создают совместные комиссии, группы или иные рабочие органы для подготовки вопросов, представляющих взаимный интерес для ОАО «РЖД» и субъектов Российской Федерации, предложений по их реализации.

 

Марина Сирина