Заместитель уральского полпреда Сергей Вахруков по поручению Петра Латышева принял участие в зональном семинаре в Ханты-Мансийске, на котором обсуждались практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов РФ в 2002-2004 годах и предложения по изменению и дополнению отдельных положений законодательства о выборах и референдумах. Обсуждались и последние инициативы Путина.
Организатором семинара выступила Центральная избирательная комиссия России под руководством Александра Вешнякова. В нем приняли участие председатели избиркомов субъектов РФ, руководители законодательных /представительных/ и исполнительных органов госвласти субъектов Уральского и ряда субъектов Приволжского федеральных округов.
Сергей Вахруков подчеркнул, что тема проводимого семинара является значимой и актуальной. Говоря об итогах прошедших избирательных кампаний 2003-2004 гг. на территории Уральского федерального округа, он сделал два основных вывода.
Во-первых, федеральные выборы 2003-2004 гг. прошли на территории УрФО в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, что стало возможным только благодаря эффективной и скоординированной работе избирательных комиссий, органов власти и управления всех уровней. Вместе тем, прошедшие выборы выявили целый комплекс проблем, которые требуют своего решения как в законодательной, так и в правоприменительной практике.
Голосование на территории УрФО состоялось в соответствии с требованиями федерального законодательства. Каких-либо чрезвычайных происшествий или инцидентов, которые могли бы осложнить ход выборов и подсчета, зафиксировано не было. Уровень явки на выборах депутатов Госдумы России в среднем по округу составил около 52%, что меньше, чем на предыдущих выборах 1999 года. По словам Вахрукова, это объясняется объективными причинами, в том числе более спокойным характером завершившейся предвыборной кампании. Однако, отметил он, органы государственной власти и избирательные комиссии должны уделить особое внимание работе, направленной на повышение явки на избирательные участки в ходе предстоящих выборов всех уровней.
Явка избирателей на выборах Президента РФ в среднем по кругу составила около 65%. За Путина проголосовало около 75% избирателей округа, причем в 4 субъектах РФ, входящих в УрФО, процент поданных за действующего Президента голосов был выше, чем по России в целом.
Итоги выборов Госдумы России показали, что одним из результатов политической реформы стало укрепление позиций центристских сил. В целом по УрФО, за "Единую Россию" проголосовало около 38% избирателей, что выше среднероссийского показателя. Что касается других политических сил, то позиции ЛДПР в УрФО оказались несколько сильнее, чем в среднем по стране /свыше 14% голосов и второе место/, а позиции КПРФ, напротив, слабее /10% голосов и третье место/. При этом, как и по стране в целом, отмечался массовый переход электората от КПРФ к блоку "Родина" и ЛДПР. Однако результат "Родины" по УрФО /около 6%/ несколько хуже среднероссийского.
По результатам выборов в УрФО в одномандатных избирательных округах, в основном, сохранился костяк существовавшего ранее депутатского корпуса. Переизбрано 11 из 18 действующих депутатов.
Важным элементом координации деятельности органов государственной власти и управления, подчеркнул заместитель уральского полпреда, стала созданная распоряжением полномочного представителя Президента РФ в УрФО в сентябре 2003 года Окружная координационная группа по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России, а впоследствии – Президента РФ. Основными задачами Окружной координационной группы, которые были реализованы в ходе федеральных выборов, стали организация контроля и координация работы по исполнению федерального законодательства о выборах, планирование и организация проверок, проводимых территориальными структурами федеральных органов власти, выработка рекомендаций по обеспечению эффективного контроля над исполнением федерального законодательства о выборах на территории УрФО. Аналогичные координационные группы, работой которых руководили главные федеральные инспекторы, были образованы также во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.
Второй вывод, который сделал Сергей Вахруков, итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России подтвердили рост активности региональных отделений партий и их влияние на общественно-политические процессы в регионах. Можно констатировать, что на территории Уральского федерального округа в целом завершилась партийно-политическая реформа.
Касаясь динамики развития партийно-политической системы Уральского федерального округа, Вахруков отметил следующие моменты.
К концу 2003 года из числа федеральных политических партий, зарегистрированных в Минюсте России, 45 сформировали свои региональные отделения на территории шести субъектов федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. Все крупнейшие политические партии России на территории УрФО завершили свое организационно-политическое оформление. В первом полугодии 2004 года отмечалось дальнейшие увеличение влияния федеральных партий на общественно-политическую жизнь регионов, входящих в Уральский федеральный округ. При этом продолжала усиливаться дифференциация партий по уровню и динамике поддержки в обществе. По состоянию на 20 июня 2004 года, в Уральском федеральном округе зарегистрировано 184 отделения 47 общероссийских партий. Наибольшее их число действует в Челябинской и Свердловской областях /соответственно 41 и 40/, наименьшее /17/ - в Ямало-Ненецком автономном округе.
К настоящему времени существенно замедлился процесс регистрации региональных отделений федеральных политических партий в соответствии с требованиями Федерального Закона "О политических партиях", что, по мнению Сергея Вахрукова, является одним из свидетельств стабилизации системы и перехода ее на качественно новый уровень – от этапа организационного к этапу содержательному.
Определяющее значение для превращения федеральных партий в ключевого участника политического процесса в регионах является реформа системы выборов в законодательные органы субъектов федерации. В Курганской, Челябинской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в полном объеме внесены соответствующие изменения в региональные Уставы и избирательное законодательство. Таким образом, в 2004 - 2005 годах местные законодательные органы будут сформированы на основе смешанной избирательной системы. В частности, это касается избирательной кампании по выборам депутатов Курганской областной думы, половина которых будет избрана по партийным спискам.
Вместе с тем, проводимые проверки показывают, что далеко не все руководители региональных отделений политических партий в полной мере обеспечивают исполнение требований федерального закона.
Так, по результатам проверок в 2004 году судебными решениями были ликвидированы два региональных отделения федеральных партий. Направлены исковые заявления в суд о ликвидации или временном приостановлении деятельности по четырем региональным отделениям, 14-ти отделениям общероссийских партий были вынесены предупреждения, в том числе двум – повторно.
Кроме того, по оценкам экспертов, процесс дальнейшего укрепления общественно-политической системы на территории Уральского федерального округа сталкивается с рядом реальных проблем. В их числе - низкая степень узнаваемости и идентификации программных документов политических партий, отсутствие у региональных отделений партий реального диалога с обществом; неумение региональных отделений партий адаптировать свои программные требования к местной "повестке дня".
В заключение своего выступления, касаясь вопроса перехода к пропорциональной избирательной системе, Сергей Вахруков отметил, что это должно способствовать преодолению перечисленных противоречий и проблем. Но для этого уже сейчас необходима комплексная работа и руководителей политический партий, и избирательных комиссий, и органов власти и управления, сообщили Накануне.ру в окружном информационном центре.