Накануне президент российского подразделения Shell Джон Барри в интервью британской газете The Financial Times впервые признал факт переговоров с "Газпромом" о вхождении последнего в состав акционеров проекта "Сахалин-2". Сделка по обмену части активов Shell в "Сахалине-2" на допуск компании к разработке осваиваемого "Газпромом" Заполярного газового месторождения может произойти до конца года. Эта сделка стоимостью около $3 млрд может дать "Газпрому" быстрый доступ на рынок сжиженного природного газа (СПГ) в Азии и закрепит разрушение монополии российской компании на экспорт газа к 2010 году.
В интервью FT Джон Барри, президент компании Shell E&P Services RF, сообщил, что переговоры с "Газпромом" находятся в стадии завершения: решение о переуступке "Газпрому" доли в "Сахалине-2" должно быть принято до конца года. "Это должна быть сбалансированная сделка. 'Газпрому' необходимо также чем-то поделиться",– заявил он. Долю в компании Sakhalin Energy Investment Company (SEIC), являющейся оператором проекта "Сахалин-2", которая может быть передана "Газпрому", он не назвал, однако указал, что 20-процентная доля "Роснефти" в проекте "Сахалин-1", управляемом ExxonMobil, "позволяет российскому партнеру работать в подобном проекте".
Интервью господин Барри дал по итогам переговоров в Нидерландах 29 сентября премьер-министра России Михаила Фрадкова и руководства Royal Dutch/Shell. По данным Ъ, на встрече обсуждалась возможная сделка Shell и "Газпрома" по обмену 20% акций SEIC, принадлежащих Shell, на контрольную долю в проекте освоения неокомских залежей Заполярного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Сеноманские (поверхностные) залежи Заполярного "Газпром" разрабатывает с 1996 года.
Соглашение, предусматривающее создание "Газпромом" и Shell совместного предприятия по освоению неокомских залежей Заполярного, было подписано в ноябре 1997 года предшественником господина Барри Марком Леонардом с тогдашним главой "Газпрома" Ремом Вяхиревым, но в 2003 году срок его действия истек. Вероятнее всего, Михаил Фрадков обсуждал с председателем управляющего комитета Shell Йеруном ван дер Веером и управляющим директором Малькольмом Бриндедом обмен акций SEIC на контроль над проектом "Заполярное-Неоком".
Судя по тому, что Shell предала гласности переговоры по этому поводу с "Газпромом", господин Фрадков привез в Гаагу окончательные условия России в этой сделке, и они в ближайший месяц будут обсуждаться наблюдательным советом Shell. Вероятно, решение будет принято после завершения переговоров Shell с корейской KOGAS, которая также ведет переговоры о приобретении 20% SEIG. Вчера KOGAS объявила о завершении первого раунда тендера на поставку сжиженного природного газа в страну с 2007 года. Нейл Теобальд, представитель компании–фаворита тендера, австралийского проекта по производству СПГ Gordon LNG, контролируемого ChevronTexaco, уже заявил, что его компания во второй тур тендера общей стоимостью в $23 млрд не вышла. Это увеличивает шансы SEIC, также подававшей заявку на тендер,– Shell может обменять пакет акций SEIC на долю в самой KOGAS, которая в 2005-2006 годах будет приватизироваться. Отметим, что переговоры с корейской стороной ведутся также и "Газпромом".
Если "Газпрому" удастся обменять свою долю в "Заполярном-Неокоме" на 20-25% SEIC (источники Ъ в "Газпроме" утверждают, что готовы не иметь в SEIC блокирующего пакета), газовая монополия получит доступ к поставкам сжиженного природного газа на рынки Азии уже в 2007 году, когда начнет работу завод по производству СПГ на юге Сахалина. Обмен выглядит эквивалентным: запасы "Заполярного-Неокома" без учета нефтяных оторочек составляют 2,6 трлн куб. м газа, запасы газовой части проекта "Сахалин-2" – около 400 млрд куб. м, однако "Газпрому" достанется доля в уже реализующемся проекте, в который вложено почти $8,5 млрд.
Анонсированное слияние "Газпрома" и "Роснефти" также существенно увеличит вес "Газпрома" на топливном рынке АТР. "Роснефть" владеет разведочными лицензиями на добычу нефти и газа на шельфе Сахалина, а также 20-процентной долей в проекте "Сахалин-1". Не исключено, что доля в "Сахалине-2" необходима "Газпрому" в том числе и как аргумент в околоправительственном конфликте вокруг объединения "Газпрома" и "Роснефти". Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, продолжающий поездку на Дальний Восток, вчера заявил в Южно-Сахалинске, что слияние с "Газпромом" никак не отразится на местных планах "Роснефти". Не исключено, что сделка Shell и "Газпрома" может повлиять на эту точку зрения.
Shell в возможной сделке также выигрывает больше, чем только доступ к запасам "Заполярного-Неокома". Газ, который будет добываться в ходе проекта (14 млрд куб. м в год на пике добычи в 2010 году), Shell вряд ли согласится реализовывать в России – компания настаивает на своем праве экспортировать его по трубопроводам "Газпрома" на рынки Западной Европы. Скорее всего, это право, разрушающее принцип экспортной монополии "Газпрома", Shell будет предоставлено. "Газпром" уже фактически анонсировал разрушение этой монополии, подписав в июле соглашение с дочерней компанией немецкого концерна E.ON, Ruhrgas, о совместной разработке Южно-Русского месторождения.
Очевидно, принцип "единого поставщика газа из России" "Газпрому" в среднесрочной перспективе менее важен, чем доступ к растущему рынку СПГ. Так, сегодня глава "Газпрома" Алексей Миллер должен подписать с руководством канадской компании PetroCanada меморандум о разработке ТЭО по строительству завода СПГ в Ленинградской области (подробно об этом можно прочесть на стр. 14). До конца года "Газпром" также будет продолжать переговоры с ExxonMobil, ChevronTexaco и норвежской Statoil о совместной реализации проекта СПГ на Штокмановском месторождении.
Отметим, что, по прогнозам Shell, с 2011 года темпы роста поставок газа в виде СПГ на мировой рынок начнут опережать темпы роста трубопроводных поставок, а с 2011 по 2030 год мировой рынок СПГ вырастет в пять раз и почти догонит объемы газа, импортируемого мировыми потребителями по газопроводам.