Новости
Госдума может быть распущена к середине 2005 года
Политика | Россия | В России | За рубежом

Уже в конце весны или в начале лета следующего года Государственная Дума может быть распущена. А осенью пройдут выборы по новой системе – без одномандатных округов. Этот акт станет составной частью глобального проекта по политическому переустройству страны, пишет "Независимая Газета".

О наличии таких планов говорят и кремлевские источники «НГ», и в думском аппарате «Единой России». Готовится к такому повороту событий и оппозиция. В Центризбиркоме «НГ» подтвердили, что процедура роспуска Думы вполне легитимна и осуществима, причем есть даже несколько способов провести эту операцию без изменения Конституции.

«Дума может быть распущена президентом в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции, – разъяснила «НГ» член Центризбиркома Елена Дубровина. – То есть после троекратного отклонения кандидатуры премьера, предложенной президентом, или в том случае, если Дума выразит недоверие правительству. Постановление нижней палаты о недоверии правительству принимается большинством от общего количества депутатов. Президент может распустить правительство или просто не согласиться с решением Госдумы. Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет либо об отставке правительства, либо о роспуске Госдумы. Наверное, это самый реальный вариант, хотя возможен и другой: если большая часть депутатов одновременно напишет заявление о досрочном сложении полномочий и Дума окажется в неправомочном составе. В таком случае может быть принято решение о ее самороспуске». Иными словами, речь идет о том, что все «единороссы» по команде сверху одномоментно откажутся от своих депутатских мандатов.

По мнению Дубровиной, цель акции по самороспуску может быть в том, чтобы впредь выборы президента и назначение премьера происходили не после, а до думской избирательной кампании. «Закон, предусматривающий формирование ГД по пропорциональной системе, будет принят где-то в декабре–январе. И только после этого могут начать развиваться события по досрочному прекращению полномочий Думы. Чтобы уже при новой Думе прошли выборы президента и назначение председателя правительства. Другого смысла в досрочном прекращении полномочий Думы и назначении новых выборов я не вижу», – констатирует Дубровина.

Есть, впрочем, еще один, не упомянутый Дубровиной повод для роспуска нижней палаты: инициация процедуры доверия правительству. Если кабинет министров требует от Думы доверия, но оно ему не оказывается, то у президента есть всего 7 дней для того, чтобы решить, кто из этих двух спорщиков для него более ценен. Однажды такой метод уже использовался. Это случилось 21 июня 1995 года. Премьер Черномырдин через несколько дней после выражения ему недоверия внезапно спросил Думу о доверии кабинету. Депутаты испугались и вместо трехмесячной паузы, во время которой они собирались давить на правительство, провели повторный вотум уже через 10 дней, чтобы не подставлять себя под неминуемый роспуск. Результат, понятное дело, был отрицательным, после чего и Черномырдин свое требование о доверии отозвал.

Какой бы вариант развития событий ни был избран, очевидно, что он осуществим только по доброй воле нынешнего думского большинства – «Единой России». Казалось бы, зачем депутатам лишать себя мандатов ради некоего счастливого будущего, если и настоящее вполне безоблачно? Фактически этот довод и привел корреспонденту «НГ» вице-спикер Госдумы Олег Морозов, отрицая наличие подобных планов: «Обсуждение этого варианта не проводилось ни на каком партийном уровне. По моему же мнению, самороспуск не имеет никакого практического смысла по нескольким причинам. Первое: у партии «Единая Россия» сейчас очень сильные позиции в Государственной Думе и было бы абсурдным самим от этого отказываться. Второе: выборы – это все-таки всегда лотерея и нет никаких гарантий того, что нынешний успех можно будет повторить. И, наконец, третье: новые выборы в Думу, если они будут проходить только по пропорциональной системе, для партии будут очень сложными. Ведь нынешняя численность нашей фракции достигнута во многом благодаря одномандатникам».

Тем не менее оппозиционные политики уверены, что такой проект реален и может быть задействован в скором времени. Его главный плюс – в нынешней благоприятной конъюнктуре: если и применять новую, пропорциональную систему выборов, то лучше не откладывать до 2007 года. А действовать сейчас, когда оппозиция раздроблена и деморализована. КПРФ расколота, «яблочники» и правые все еще не оправились от шока 2003 года, «Родина» пока только набирает обороты. И главное – нефтяная конъюнктура все еще в пользу российских властей: высокие доходы позволяют бесперебойно платить зарплаты и пенсии, даже немного их индексировать, затыкать дыры в ЖКХ, расплачиваться по внешним долгам. К 2007 году все может круто измениться, так что лучше не ждать у моря погоды.

«Если власть за что-то берется, она пытается это делать быстро, – делится своими наблюдениями депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. – Любой закон она хочет быстро привести в действие. Поэтому, чтобы утвердить пропорциональную систему, власти может понадобиться Дума, избранная по этой системе».

Михаил Делягин, руководитель программного комитета партии «Родина», говорит, что есть еще один резон у подобной манипуляции: «Раньше у региональной элиты была мечта: выбиться на федеральный уровень. Теперь эту мечту у них отобрали. И все, что они могут: либо уйти на пенсию, либо попытаться повернуть ситуацию вспять. Другими словами, начать делом бороться против нового порядка. Поэтому нужно быстро вовлечь элиту в какой-то положительный процесс, например в досрочные выборы».

Но, похоже, главная причина в «проблеме 2008 года». Если бы выборы в Думу проходили в ранее назначенные сроки, они бы совпали с тем периодом, когда должен быть найден ответ на главный вопрос в России: кто будет новым главой государства? И вообще сохранится ли нынешняя система передачи власти или будет целесообразен переход к другой модели – скажем, к парламентской республике?

«Если срочно провести выборы по новым положениям, то, я думаю, большинство партий просто не смогут принять в них участие, – считает сопредседатель Комитета-2008 Ирина Хакамада. – И таким образом можно будет создать фактически однопартийный парламент. Возможно, парламенту хотят придать другие функции. Не исключено, что в Конституцию внесут изменения, согласно которым избирать президента будет парламент».

Очевидно одно: такой ответственный момент, как смена (или переизбрание) верховной власти, партия бюрократии должна встретить во всеоружии, с уверенным конституционным большинством в Госдуме, а не в условиях предвыборного разброда и шатания.