Новости
Минюст уклоняется от получения отчета об оценке Юганскнефтегаза
Политика | Россия

Судебные приставы, похоже, не очень хотят знать, в какую сумму инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил “Юганскнефтегаз”. Как стало известно “Ведомостям”, оценщик не может вручить отчет о проделанной работе ее заказчику — Минюсту. Эксперты считают, что чиновников пугает содержащаяся в отчете высокая цена “Юганскнефтегаза” — $15,7-17,3 млрд.

Два месяца назад Минюст объявил, что определять справедливую цену “Юганскнефтегаза” будет инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, и с ним чиновники в тот же день подписали договор об оценке.

Инвесторы, опасавшиеся продажи “Юганскнефтегаза” по дешевке, восприняли выбор Минюста с энтузиазмом: акции “ЮКОСа” тут же взлетели на 17%, и торги ими на ММВБ пришлось приостановить. Эксперты считали, что, поскольку чиновники выбрали оценщиком Dresdner Kleinwort Wasserstein, есть все шансы, что “Юганскнефтегаз” будет продан по справедливой рыночной цене.

Как сообщает газета "Ведомости", первоначально инвестбанк рассчитывал завершить оценку к концу сентября, хотя жестких сроков Минюст не устанавливал. Предварительные слушания, по информации “Ведомостей”, состоялись в Минюсте в 20-х числах сентября. Вчера сразу два источника, знакомые с результатами работы Dresdner Kleinwort Wasserstein, сообщили “Ведомостям”, что оценка “Юганскнефтегаза” завершилась и компания оценена в $15,7-17,3 млрд. По словам одного из них, в понедельник днем Dresdner Kleinwort Wasserstein отправил свой отчет в Минюст. Однако в министерстве этот документ официально принимать отказываются. “Никто из чиновников Минюста не захотел расписаться в получении этого документа”, — жалуется собеседник “Ведомостей”, знакомый с ситуацией вокруг оценки “Юганскнефтегаза”. Представители Dresdner Kleinwort Wasserstein воздержались от комментариев.

В самом Минюсте утверждают, что отчет Dresdner Kleinwort Wasserstein в министерство не поступал. Руководитель службы судебных приставов Андрей Беляков заявил “Ведомостям”, что ничего не слышал об отчете, так как болеет и отсутствовал вчера на работе. А другой сотрудник департамента судебных приставов заверил “Ведомости”, что вчера его ведомство не получало отчета инвестиционного банка. “На этой неделе мы вообще не надеемся на это”, — добавил он. Получить официальный комментарий от представителей Минюста вчера не удалось. Воздержались от комментариев и представители “ЮКОСа”.

Результаты оценки “Юганскнефтегаза” могли оказаться выше ожиданий чиновников, и теперь они выжидают решения Минприроды об отзыве лицензии у “Юганскнефтегаза”, предполагает один из сотрудников Минюста. Он напоминает, что недавно МПР нашло нарушения в 21 лицензионном соглашении “Юганскнефтегаза” и дало компании три месяца на их устранение. Источник, близкий к МПР, сообщил, что в четверг комиссия Минприроды рассмотрит вопрос о соблюдении “Юганскнефтегазом” еще пяти лицензионных соглашений.

Аналитики считают, что оценка Dresdner Kleinwort Wasserstein справедлива и соответствует ожиданиям рынка, но чиновники не хотят загонять себя в тупик, согласившись с ней. По мнению Майкла Бобошко из компании “Совлинк”, государство ищет легкий способ смены владельца “ЮКОСа”, а если выставить “Юганскнефтегаз” по цене $15,7-17,3 млрд, “этот актив никто просто не сможет купить”. Управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов добавляет, что никто из чиновников Минюста просто не решается ставить подпись под документом, ведь “это слишком большая ответственность”.

Общая сумма налоговых претензий Федеральной службы по налогам к “ЮКОСу” за 2000–2001 г. достигла $7,5 млрд. “ЮКОС” уже выплатил $3 млрд, а в октябре обещал погасить еще $500 млн. Все счета и активы “ЮКОСа” и его “дочек” арестованы. В августе судебные приставы объявили, что хотят продать акции основной добывающей “дочки” холдинга – “Юганскнефтегаза”. На компанию приходится 62% всей добычи “ЮКОСа” (49,7 млн т – за 2003 г., 25,6 млн т – за шесть месяцев 2004 г.). При этом Министерство природных ресурсов грозит отозвать у компании лицензии на добычу.