Решение российского правительства отправить Киотский протокол на ратификацию вызвало всплеск энтузиазма не только у чиновников, но и у игроков рынка будущих ограничений на выброс газов. Объем фьючерсных торгов на квоты European Climate Exchange за последние 10 дней вырос втрое.
После почти двух лет раздумий российское правительство 10 дней назад решило отправить Киотский протокол на ратификацию в Госдуму. Однако в конце прошлой недели на Гарвардском инвестиционном симпозиуме советник президента России по экономической политике Андрей Илларионов уверял американских инвесторов, что это решение лишь “политическое”. Киотский протокол, объяснял он, “не имеет ничего общего с окружающей средой”, более того, наносит ущерб ей, а также общественному благосостоянию и безопасности. Поэтому, как только это осознают ратифицировавшие протокол государства, соглашение развалится.
Как сообщает газета "Ведомости", игроки пока еще мизерного рынка квот понадеялись на обратное. По данным консалтинговой компании Point Carbon, только за первую неделю октября объем проданных квот на углеродосодержащие выбросы достиг 670 000 т. С начала года продажи не превышали 50 000 т в месяц, а в сентябре, когда появились первые публикации о будущем решении российского Белого дома, подскочили до 1 млн т. “Мы наблюдаем невероятный подъем, — говорит старший аналитик Point Carbon Хенрик Хасселькниппе. — Это огромный рост для рынка, которого совсем недавно просто не было”.
В соответствии с Киотским протоколом разрешенный на 2008-2012 гг. уровень выбросов парниковых газов в России составляет 100% от уровня 1990 г., у стран ЕС в целом — 92%, у Японии — 94%. Для компаний устанавливается индивидуальный лимит допустимых выбросов углекислого газа, за нарушение которого их могут оштрафовать. Зато излишками можно торговать на рынке. Гендиректор торгующей фьючерсами на квоты биржи European Climate Exchange Питер Костер считает создание рынка квот на выбросы СО2 “принципиально важным” для реализации Киотского протокола. Рыночный механизм распределения прав на загрязнение окружающей среды, по его словам, “дает компаниям необходимую гибкость”.
Реальная торговля квотами начнется в Европе с января 2005 г. Основными продавцами лимитов на выбросы, как ожидается, станут энергетические, сталелитейные, целлюлозные и цементные производства. По мнению руководителя отдела экологических рынков Barclays Capital Луиса Редшо, этот рынок, “несомненно, повлияет на цены на электричество, приведет к росту цен на уголь, газ и металлы”. “Один из секретов успеха на рынке сырьевых товаров — понимание того, что им движет. Теперь одним из фундаментальных определяющих факторов рынка станет и торговля квотами на выбросы углекислого газа”, — прогнозирует он. (Использованы материалы Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата подписан в декабре 1997 г. Он ратифицирован 124 странами и вступит в силу через 90 дней после ратификации Россией. Протокол вынуждает индустриально развитые страны за 2008–2012 гг. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5%. Они, по мнению ООН, приводят к негативным изменениям климата. Страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на эмиссию парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду сильнее лимитов. В прошлом десятилетии российская промышленность переживала кризис, и выбросы в атмосферу углекислого газа (80% от всех выбросов парниковых газов) уменьшились более чем на 25%. Поэтому в случае ратификации Киотского протокола Россия сможет зарабатывать на продаже квот.