Согласно исследованию Standard & Poors, в российской нефтяной отрасли значительно ухудшилась ситуация с информационной открытостью.
Вчера рейтинговое агентство Standard & Poors представило ежегодное исследование информационной прозрачности российских компаний. Результаты отчета S&P сенсацией не назовешь: самой откровенной отечественной отраслью остались телекоммуникации, а «дело ЮКОСа» проявило себя в показателях корпоративной открытости в среде российских нефтяников.
Вчера S&P обнародовало результаты своего отчета по исследованию информационной открытости российских компаний. Исследование проводилось по 60 российским компаниям, в числе которых 50 – крупнейшие по капитализации и ликвидности акций, а также 10 компаний, чьи облигации торгуются на ММВБ в котировальных листах первого и второго уровня. Итогом стал вывод вполне ожидаемый: лидерство сохранилось за телекоммуникационными корпорациями. Зато заметно ухудшились позиции большинства нефтяников, сообщает RBC Daily.
Подзаголовок исследования содержит в себе непрозрачный намек на приближающееся к кульминации «дело ЮКОСа»: «Позитивная тенденция сохраняется, несмотря на политические барьеры». Впрочем, в первую пятерку попали те предприятия, которые к Кремлю и его умирающей нефтяной жертве имеют мало отношения: «Ростелеком», «Вимм-Билль-Данн», МТС, «ВымпелКом» и «Дальсвязь». Кстати, по уровню общеотраслевой транспарентности российский телеком тоже вырвался далеко вперед по сравнению с другими сегментами рынка: согласно исследованию агентства, уровень общего раскрытия телекоммуникационного сектора составляет аж 72%. Между тем серебряный призер – область «информационных услуг» – набрал 59%. Бронза досталась металлургам – 53%. Нефтяники с информационной открытостью в 52% заняли 4-е место.
Интересно, что в этом году очень резкий скачок (преимущественно в «минус») совершили представители «нефтянки». Так, ЮКОС «уехал» с 11-го места на 44-е, «Сибнефть» – с 10-го на 15-е, некоторые другие ведущие производители «черного золота» также «обрушились» сразу на 8-10 пунктов. Эксперты видят причины столь грустного явления все в том же «деле ЮКОСа». «ЮКОС являлся самой открытой российской компанией. Он первым раскрыл структуру акционеров, подготовил международную финотчетность. В связи с этим нефтяные компании поняли, что слишком много предоставлять о себе информации опасно, отсюда столь низкий уровень корпоративной транспарентности у отечественных НК», – сказала RBC daily эксперт ИК «ФИНАМ» Мария Радина. Впрочем, НК «ЛУКОЙЛ» удалось вплотную подобраться к самым откровенным компаниям: сейчас она занимает в общем списке 6-е место. «Если раньше «ЛУКОЙЛу» приходилось по всем параметрам, в том числе и по уровню транспарентности, догонять ЮКОС, то за последний год компания действительно очень много внимания уделяла отношениям с инвесторами и публикации международной отчетности. Тем более что с августа 2002 г. ADR «ЛУКОЙЛа» включены в листинг Лондонской фондовой биржи, а к акциям, котирующимся на западных рынках, инвесторы предъявляют особые требования», – говорит Мария Радина.
В лидерстве же «Ростелекома» эксперты не видят ничего удивительного. «Я совершенно согласна с тем, что «Ростелеком» – самая открытая российская компания, по крайней мере в сфере телекоммуникаций. Дело в том, что там очень хорошо функционирует служба по работе с инвесторами. В отличие от некоторых других участников рынка, они предоставляют максимально оперативную и полную информацию о своей деятельности, которая нужна не только непосредственно инвесторам, но и аналитикам для исследований и моделирования», – отметила в беседе с RBC daily эксперт ИК «АТОН» Надежда Голубева. Кстати говоря, именно «золотоносец» «Ростелеком» позволил своему коллеге по цеху «Северо-Западному Телекому» передвинуться с 20-й позиции исследования S&P на 8-ую. «После прихода в «Северо-Западный Телеком» топ-менеджера «Ростелекома» Сергея Кузнецова там стали уделять гораздо больше внимания работе с инвесторами и раскрытию информации о компании», – считает эксперт ИК «Метрополь» Дмитрий Касьяненко.
В целом же, отмечают эксперты S&P, индекс транспарентности крупнейших российских компаний по сравнению с 2003 г. увеличился на 6% и составил 46%. «Компании, которые были лучшими, остались лучшими, худшие остались в конце», – говорит директор Службы рейтингов корпоративного управления Юлия Кочетыгова. Специалисты агентства сошлись в том, что, несмотря на положительную тенденцию, уровень корпоративного управления в России остается ниже мировых стандартов.
Так что нашим бизнесменам стоит задуматься над этой проблемой: и «управляемость», и транспарентность являются главными условиями внимания инвесторов к той или иной корпорации, как, впрочем, и к конкретной стране. Между тем еще недавно в так называемом «индексе непрозрачности», составляемом PwC, Россия занимала одно из самых худших мест.