Новости
Административная реформа делу не поможет
Экономика | Россия | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Административная реформа буксует. Об этом уже открыто говорят не только эксперты, но и чиновники, отвечающие за ее проведение. Они опасаются, что реорганизация правительства ограничится обычной бюрократической перетряской, а уже принятый закон о госслужбе отсечет от нее самых способных и закрепит “архаичную” табель о рангах.

Несмотря на “аппаратное сопротивление” авторам административной реформы удалось сократить численность министерств, вице-премьеров, заместителей министра и штат ведомств, констатирует Центр политических технологий (ЦПТ) в докладе, в котором оценивается первое полугодие реформы. Старт ей дал в марте президент, перекроивший структуру и принципы организации правительства. Сотрудник ЦПТ, просивший не называть его имени в печати, сказал, что работа выполнена “по заказу правительственных структур” и направлена в Белый дом.

Необходимость административной реформы вызвана тем, что низкий уровень госуправления в России подрывает конкурентоспособность национальной экономики. Например, по оценке Всемирного экономического форума, в рейтинге “перспективной конкурентоспособности” из-за неэффективности госаппарата наша страна второй год подряд топчется на 70-м месте из 93, пишет газета "Ведомости".

Есть риск, что реформа закончится очередной бюрократической перетряской, тревожатся эксперты ЦПТ. По их мнению, аппарат правительства занят в основном утряской новой структуры госорганов и инвентаризацией госсобственности. “В реальности министры претендуют на роль фактических вице-премьеров и авторитарных кураторов всех структур, находящихся в их ведении, что грозит обессмыслить всю концепцию разделения функций [на правоустанавливающие, надзорные и по предоставлению госуслуг]”, — пишут авторы доклада. А “качественные задачи” — наполнение этой структуры новым содержанием и реформа госслужбы — “находятся на периферии внимания высших руководителей исполнительной власти”. Тем более что, по оценке ЦПТ, “новый закон [о госслужбе] еще более укореняет архаичную, негибкую систему табели о рангах”, отсекающую от службы наиболее способных граждан.

“Пока эффективность работы федеральных структур власти скорее снизилась”, — признал вчера на заседании московского Английского клуба Алексей Головков, руководитель секретариата вице-премьера Александра Жукова, недавно возглавившего правительственную комиссию по административной реформе.

Он согласился с выводом ЦПТ о том, что настоящего разделения госструктур на министерства, службы и агентства не получилось, поскольку министры считают агентства и службы своими подразделениями.

Административная реформа реализована на 10-15% от заявленной повестки и только на федеральном уровне, разделяет вывод коллеги научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, до перетряски правительства работавший первым заместителем министра экономического развития. “Ни одна из реализованных мер не вышла за пределы Садового кольца”, — констатирует он.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов говорит, что их совместный с Минэкономразвития доклад сделан по запросу Жукова. Главная проблема всех российских реформ, по мнению ректора, в том, что они глохнут на стадии реализации. Например, закон о технических регламентах принят еще в 2002 г., есть и план их разработки, но “ни один регламент до сих пор не принят”, сказано в докладе ВШЭ.

Выходом из ситуации могло бы стать создание правительственной структуры, непосредственно отвечающей за реформу и подчиненную напрямую президенту или премьеру, полагает Кузьминов. Функцией этой структуры должен стать мониторинг того, как министерства через достижение конкретных показателей (снижение смертности, доли граждан с доходами ниже прожиточного уровня) реализуют 10-15 приоритетных направлений работы правительства. “Необходимо создать дирекцию управления программой, в полной мере отвечающую за достижение результатов административной реформы”, — говорит Кузьминов. По его мнению, дирекция могла бы размещать на конкурсах заказы, чтобы эксперты со стороны, а не сами министерства оценивали результативность работы госаппарата.

Чиновники, только что пережившие реорганизацию своих ведомств, не в восторге от мысли, что впереди их ждут новые перетряски. Нельзя требовать от трехзвенной структуры правительства, что она “за месяц-два притрется”, считает заместитель директора Агентства по энергетике Владимир Кузнецов. По его мнению, “главное — не требовать сиюминутных результатов, за которыми может последовать провал”. А министр образования и науки Андрей Фурсенко сомневается в том, что реформу можно продвинуть с помощью новых бюрократических процедур.

На заседании 21 октября правительство планирует обсудить, как будет развиваться административная реформа в ближайшие четыре года, говорит сотрудник Белого дома.