Государство может продать 76,8% акций крупнейшей добывающей “дочки” “ЮКОСа” — “Юганскнефтегаза” за сумму чуть более $3 млрд. Эксперты считают, что судебные приставы просто воспользовались оценкой Dresdner Kleinwort Wasserstein так, как им было удобно, взяв оттуда самую низкую цифру, сообщает газета "Ведомости".
Сразу два госчиновника рассказали “Ведомостям” детали постановления о продаже “Юганскнефтегаза”, которое судебные приставы на днях направили в Российский фонд федерального имущества (РФФИ). По их свидетельству, желаемая цена продажи компании напрямую в документе не указана. “Им прислали какой-то паззл, сложив части которого можно посчитать предполагаемую цену”, — утверждает один из собеседников “Ведомостей”. По его словам, постановление содержит поручение продать акции “Юганскнефтегаза” на сумму задолженности “ЮКОСа” по налогам — $3,75 млрд, а в качестве возможного объекта продажи указываются 43 обыкновенные акции “Юганскнефтегаза” (77% от уставного капитала). Оба собеседника “Ведомостей” утверждают, что в постановлении упомянут 60%-ный дисконт, который следует применять к стоимости акций в случае продажи неконтрольного пакета. “Если сложить все эти составляющие с озвученной приставами ценой, то получится сумма чуть более $3 млрд”, — резюмирует один из чиновников.
Оба собеседника “Ведомостей” также говорят, что, по их информации, РФФИ уже обратился в администрацию президента с просьбой “повлиять на службу судебных приставов”. По их словам, фонд надеется получить от приставов постановление, которое соответствовало бы закону и содержало бы стартовую цену, пакет и форму продажи акций “Юганскнефтегаза”. Официальный представитель РФФИ Владимир Зеленцов вчера отказался обсуждать эту информацию, а лишь сказал, что “фонд ожидает четких распоряжений от приставов”.
Заместитель главного судебного пристава России Андрей Беляков отказался от комментариев.
Чиновник администрации президента считает, что РФФИ направил письмо не по адресу: “Это не вопрос администрации президента, он находится на стыке правовых вопросов и процедурных, скорее надо было обращаться в правительство”.
Между тем “Ведомости” смогли выяснить, как приставам удалось фактически приравнять 76,7% акций “Юганскнефтегаза” к налоговому долгу “ЮКОСа”.
Как следует из подготовленного Dresdner Kleinwort Wasserstein отчета об оценке рыночной стоимости акций “Юганскнефтегаза” (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), стоимость “дочки” “ЮКОСа” составляет $15,7-18,3 млрд. При этом DrKW отмечает, что справедливая стоимость “Юганскнефтегаза” выше — $18,6-21,1 млрд, но из этой суммы оценщик вычел стоимость обязательств “дочки” “ЮКОСа” на сумму $2,9 млрд.
Для оценки “Юганскнефтегаза” DrKW использовал разные методы расчета, включая оценку запасов “Юганскнефтегаза”, сделанную De Golier & MacNaughton (D&M) (исходя из нее, признает DrKW, нефтяная компания должна стоить не менее $30,4 млрд); анализ сопоставимых сделок в российском нефтегазовом секторе — приватизацию “Славнефти”, покупку ВР ТНК и продажу 7,6% акций “ЛУКОЙЛа” (по которой “Юганск” должен стоить $20,5-23,4 млрд) и анализ котировок нефтегазовых компаний ($19,5-23,5 млрд). Приставов заинтересовала только одна цифра в $14,3 млрд. Это “скорректированная оценка” D&M, которую банк называет самым пессимистичным сценарием.
В своем отчете DrKW предусматривает дисконт 15-60% для возможных покупателей миноритарного пакета — 50% “Юганскнефтегаза”. При этом в отчете отмечается, что компания является поручителем по займам “ЮКОСа” на $2,86 млрд, а кроме того, к нему могут быть предъявлены пока еще не доказанные в суде налоговые претензии на $951 млн. Обе эти суммы нужно вычитать из стоимости компании. Так, судебные приставы подсчитали, что стоимость “Юганскнефтегаза” составляет $10,4 млрд.
Руководитель пресс-службы “ЮКОСа” Александр Шадрин недоумевает, почему из всех вариантов оценки чиновники выбрали самую низкую сумму. Впрочем, аналитики уверены, что государство в любом случае увидело бы в отчете DrKW то, что было выгодно. “Мы считали, что базовая оценка "Юганскнефтегаза" в $15,7-18,3 млрд была разумно-консервативной, — говорит Стивен Дашевский из "Атона". — Сами мы оценивали компанию в порядка $17-22 млрд”. Нижний порог оценки DrKW в $14,3 млрд, названный в отчете, Дашевский тоже считает “приемлемым”. А Лев Сныков из “Совлинка” добавляет, что “DrKW назвал справедливую нижнюю цену, но из решений чиновников видно, что государство хотело видеть еще более низкий порог”. А Сергей Суверов из “Зенита” добавил, что сам оценщик дал возможность государству манипулировать своим отчетом: “DrKW застраховался от всех возможных претензий”.
“Юганскнефтегаз” – основная добывающая “дочка” “ЮКОСа” – в 2003 г. добыл 49,7 млн т нефти, или 62% всей добычи холдинга, за шесть месяцев 2004 г. – 25,6 млн т нефти. “Юганскнефтегазу” принадлежит 26 лицензий на добычу нефти и газа на месторождения Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов с запасами (по методологии SPE) 16,2 млрд т нефти (73% доказанных запасов “ЮКОСа”). Уставный капитал “Юганскнефтегаза” состоит из 43 обыкновенных и 13 привилегированных акций.