Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) объявил о приобретении 62% акций Северной нефтегазовой компании. Что это за компания, на НЛМК не говорят, но подчеркивают стратегический интерес к приобретениям в ТЭКе. Аналитиков и конкурентов эта сделка повергла в недоумение. Они не понимают, зачем НЛМК понадобился нефтегазовый актив.
Вчера НЛМК сообщил о покупке 62% акций Северной нефтегазовой компании. В пресс-релизе НЛМК заявлено, что целью этой сделки “является создание новой площадки для будущих инвестиций в области энергетики”. “НЛМК считает инвестиционные проекты в энергетическом секторе перспективными, отвечающими задачам обеспечения энергоресурсами всего производственного комплекса группы НЛМК” — гласит релиз. Представитель НЛМК Андрей Сидоров не смог вчера ничего добавить к сказанному в пресс-релизе.
Какова сфера деятельности СНГК, остается загадкой. В сообщении НЛМК утверждается, что компания зарегистрирована в Москве по адресу Спартаковская площадь, д. 14, стр. 1. Однако по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в Москве зарегистрировано одно ОАО “Северная нефтегазовая компания” по адресу Ермолаевский пер., д. 25, стр. 1. А по адресу Спартаковская площадь, д. 14, стр. 1 значится некое ЗАО “НОРД-ОСТ”.
Как сообщает газета "Ведомости", основным активом Северной нефтегазовой компании, зарегистрированной в Ермолаевском переулке, является 62% акций небольшой самарской нефтедобывающей компании “Волганефть”. Как сообщили “Ведомостям” в Северной нефтегазовой компании, акции компании не продавались. “Никаких переговоров о продаже с Новолипецким металлургическим комбинатом мы никогда не вели”, — заявил источник в компании. По его словам, ему также неизвестно, что в Москве существует еще одно ОАО с названием “Северная нефтегазовая компания”.
Эксперты недоумевают, для чего НЛМК понадобился подобный актив. “Впервые слышу название такой компании, и тем более в связи с НЛМК. Если она все же занимается добычей газа и нефти, совершенно непонятно, зачем она им”, — говорит топ-менеджер крупного металлургического холдинга.
Источник в другой крупной металлургической компании отмечает, что на газе работает собственная ТЭЦ НЛМК, и предполагает, что покупка как-то связана с этим. “Однако вряд ли для нее требуется большой объем газа”, — возражает Сергей Канин из “Совлинка”. В структуре себестоимости производства металла на НЛМК доля газа не превышает 4%, добавляет он.
“Учитывая возможное размещение на рынке акций НЛМК, такая инвестиция кажется странной, и зачем она нужна — непонятно, — замечает Скотт Семет из МДМ-банка. — Если это портфельная инвестиция, то она выглядит вообще смешно: получается, что акционеры НЛМК используют в своих целях средства компании”. Впрочем, аналитик оговаривается, что ясность в этот вопрос могла бы внести информация о том, чем все-таки занимается СНГК. “Может, она коксующиеся угли добывает? — шутит Семет. — То, что НЛМК не захотел о ней рассказать, очень странно”.
Денис Нуштаев из “Метрополя” добавляет, что собственными энергоресурсами НЛМК и так обеспечен на 55%. К тому же комбинат контролирует 28,7% акций “Липецкэнерго”. Он считает этот пакет перспективным активом, поскольку после реформы энергетики НЛМК может рассчитывать на увеличение своей доли в “Липецкэнерго” до контрольной. А СНГК НЛМК, вероятно, купил в чьих-то интересах и перепродаст ее, предполагает он.
НЛМК, третье по величине в России сталелитейное предприятие, в 2003 г. произвел 8,2 млн т проката. Чистая прибыль по US GAAP в 2003 г. составила $656 млн, выручка – $2,47 млрд. 15% акций НЛМК контролирует УК “Уникор”, около 80% принадлежит структурам, близким к председателю совета директоров НЛМК Владимиру Лисину.