Новости
До 2012 года в России вместо экономики будет политика
Политика | Россия

В течение следующего политического цикла, в 2008-2012 гг., в России будет править именно политика, а не экономика. Поэтому события этого времени крайне сложно предугадать. К такому выводу пришли во вторник участники заседания Экономического клуба компании «ФБК». Эксперты пытались определить экономическую повестку следующего после второго срока президентства Владимира Путина четырехлетия. Кто-то из них считает главной проблемой «развращенность» страны высокими ценами на нефть, кто-то – коррупцию и незавершенность реформ, кто-то – кризис доверия в экономике. Однако участники встречи пришли к выводу, что решение всех этих проблем лежит в политической плоскости – так же, как и корни «нового экономического курса» нынешних властей. Поэтому, полагают эксперты, экономические перспективы «государственно-частного партнерства», реформ естественных монополий и межбюджетных отношений остаются весьма сомнительными. Их результат будет целиком и полностью зависеть от политического выбора власти – который, как всегда, непредсказуем, пишет RBC Daily.

Прошло лишь полгода со времени переизбрания Владимира Путина на второй срок, а эксперты уже задумываются о том, какой будет экономическая повестка России в следующем политическом цикле – в 2008-2012 гг. По мнению руководителя Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Сергея Васильева, ключевым фактором в этот период будет нефть. По его мнению, чем дольше будут длиться «тучные годы» высоких цен, тем менее осторожными будут правительство и Дума в планировании бюджета. Что в конечном счете приведет к «раздуванию» расходов и неизбежному коллапсу после того, как цены упадут. С этим мнением согласился президент компании «Вангвард» Владимир Лопухин. В качестве примера он привел Норвегию, в которой нефтяная рента в значительной степени была направлена на социальные расходы. Это в свою очередь отбивало у граждан желание работать и делало неконкурентоспособными все отрасли, кроме нефтяной. На что эксперт Ассоциации частных и приватизируемых предприятий Олег Витте резонно заметил, что если России было бы так же «плохо», как Норвегии, – то это был бы отнюдь не худший вариант.

Свою версию причин, по которым Россия «загнивает» отличным от Норвегии способом, предложил директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. По его мнению, первым и важнейшим фактором в ближайшие годы останется незавершенность пенсионной реформы и монетизации льгот. Кроме того, по мнению г-на Николаева, некоторые реформы завели экономику «совсем не туда», куда следует. Так, отметил он, в железнодорожном транспорте и газовой отрасли последовательно создаются «каскады монополий»: отрасль разбивается на сегменты, контролируемые специализированными монополиями меньшего масштаба. «Это хуже, чем единая монополия, – полагает Игорь Николаев. – Так как при «каскаде» тарифная нагрузка на производителей только растет». Между тем, по мнению научного руководителя журнала «Эксперт» Александра Привалова, в ближайшие годы все будет зависеть от коррупции – удастся ей «доесть страну» или нет.

С ним согласился председатель совета директоров компании «Инвестконсалт» Александр Погорельский. Однако он полагает, что частный бизнес подвержен коррупции ничуть не меньше, чем госсектор. Так, отметил он, даже приезжающие работать в Россию иностранцы уже через пару месяцев могут без акцента произнести слово «откат». «Теоретически, хозяева могли бы это прекратить, но они понимают, что это разрушит компанию», – сказал г-н Погорельский. Участники встречи посетовали, что экспертное сообщество не проводило исследований о распространенности коррупции в частном бизнесе – в то время как о коррупции среди чиновников написано множество трудов. Впрочем, это утверждение парировал Александр Привалов. По его мнению, сравнивать коррупцию в госорганах и в бизнесе – примерно то же, что равнять «человеческую чуму и собачью чумку»: слова хоть и созвучные, но обозначающие совершенно разные по вредоносности болезни.

Действительно, коррумпированность бизнеса делает его особенно уязвимым для атак со стороны власти, обратного же процесса не наблюдается. По мнению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ Сергея Павленко, главной опасностью в ближайшие годы будут «спущенные с поводков офицеры-силовики среднего звена» в сочетании со «свежеприватизированным» имуществом. Что в конечном счете, по мнению участников встречи, превращает власть из центра принятия стратегических решений в нечто иное. Чаще всего – в группу людей, решающих собственные бизнес-интересы с использованием рычагов власти. Именно эта особенность отодвигает на второй план чисто экономические проблемы и превращает политику в «вопрос вопросов». Нынешняя модель отношений власти и бизнеса, по мнению заведующего отделом экономической политики ИД «Коммерсантъ» Николая Вардуля, формирует новый экономический подход режима, который проще всего описывать в понятиях нэпа.

Так, отметил г-н Вардуль, нэповский термин «командная высота» вполне применим к российскому ТЭКу – именно эту «высоту» сейчас активно «берет» власть. А суть высказанной Михаилом Фрадковым идеи «государственно-частного партнерства», по мнению Николая Вардуля, лучше всего выражается фразой Остапа Бендера: «Бензин ваш – идеи наши». Таким способом, полагает г-н Вардуль, государство пытается переложить на плечи бизнеса сугубо государственные проблемы. В результате, по общему мнению участников заседания клуба, одной из главных проблем экономики становится проблема доверия, на решение которой может уйти не одно десятилетие и которую нельзя разрешить одними лишь экономическими методами. «У нас нет экономических проблем как таковых, – заявил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Да, проблем много, но их решения лежат в политической плоскости». С ним согласился публицист Отто Лацис: «Если в 1992 году все, что происходило в России, диктовалось экономикой, то теперь все определяет политический выбор, а он непредсказуем».