Политическая реформа последних месяцев вновь активизировала споры вокруг дальнейшей судьбы полномочных представителей президента в федеральных округах. По слухам, в Кремле готовится план расширения полномочий полпредов.
По некоторым данным, полпреды могут стать подобием секретарей ЦК и будут контролировать экономику «подшефных» регионов. Кроме того, слухмейкеры утверждают, что Кремль намерен отказаться от практики прямого диалога с региональными лидерами – и общаться с ними собирается только при посредничестве полпредов. Впрочем, эксперты полагают, что вброс подобных слухов служит в первую очередь интересам самих полпредов, статус которых после перехода к назначению губернаторов становится весьма шатким. Политологи считают, что Кремль действительно может усилить политический контроль за назначаемыми губернаторами, дабы те, лишенные ответственности перед населением, не «расслаблялись» и не «позорили» назначившего их президента.
Однако эксперты в один голос утверждают, что контроль над экономическими рычагами полпреды не получат. Эту сферу давно и надежно контролируют другие влиятельные федеральные структуры – Минфин и Счетная Палата, которые не захотят расставаться со своими полномочиями.
«Эту тему я воспринимаю как продолжение торга об условиях той реформы, которую проводит президент и которая связана с переходом к назначению губернаторов, – сказал RBC daily руководитель департамента региональных исследований фонда «Центр политических технологий» Ростислав Туровский. – В связи с этой реформой возникает логичный вопрос: зачем и в каком качестве нужны полпреды?» Со стороны губернаторов вполне логично возникает предложение вообще убрать этот институт. «Они аргументируют это тем, что теперь губернаторы сами как бы становятся полпредами и «лишнее звено» во власти нужно ликвидировать, – отмечает г-н Туровский. – Эту точку зрения разделяют губернаторы, поддерживающие процедуру назначения, – например, [губернатор Новгородской области] Михаил Пруссак». В ответ на это предложение возникает контридея: сделать вертикаль многоступенчатой. «Возможно, это контрудар полпредов, которые не хотят «умирать», и некоторых федеральных чиновников, которые выступают за ужесточение контроля», – отмечает эксперт. Кроме того, Кремль в своих рассуждениях о судьбе полпредов может руководствоваться уже существовавшей при Борисе Ельцине моделью. «Назначение губернаторов не обязательно означает, что их будет легче контролировать. Эта логика подталкивает к тому, чтобы над назначенным губернатором сохранить контролера в лице полпреда, – говорит Ростислав Туровский. – Такая модель была принята после августа 1991 года: тогда была создана система двойного контроля, когда губернаторы назначались, а в дополнение к ним существовал институт полпредов».
Кроме того, идея об усилении полпредов, по мнению г-на Туровского, может быть связана с распространенным мнением – впрочем, небезосновательным, – что назначенные губернаторы ничуть не лучше и не чище выбранных и что эта процедура не искоренит коррупцию на региональном уровне. «Есть опасения, что это сделает власть на местах еще более безответственной, поскольку она не будет отвечать перед населением, и в регионах будут появляться «временщики», единственной целью которых будет удовлетворение собственной корысти, – отмечает он. – Такое мнение широко распространяется, и, чтобы снять эту тему, Кремль мог выступить с таким контрпредложением: на только назначать губернаторов, но и усилить контроль над ними». Что же касается экономических функций полпредов – это другая, тоже довольно старая история. «Полпреды добивались этих функций с самого начала, – напоминает Ростислав Туровский. – Но до сих пор Центр не давал полпредам экономических функций, и поступал правильно: ведь у полпредов совсем другая функция, связанная с политическим контролем». Такая позиция Кремля, по единодушному мнению экспертов, была вполне обоснованна. «Я в эту идею не верю и считаю ее деструктивной. Полпреды – не отдельный уровень власти, а региональная составляющая федеральной власти, это очевидно, – сказал RBC daily первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. – Суперрегионы типа федеральных округов экономически неуправляемы. Кроме того, тут возможна правовая коллизия: ведь бюджет округа принять невозможно – бюджеты пишут законодательные собрания для каждого региона. А хозяйственной деятельности без бюджета быть не может».
«Пока Центр был последователен в том, чтобы никаких хозяйственных функций полпредам не давать. Ведь аппараты полпредов не готовы к хозяйственным функциям: они малы и некомпетентны в экономике, для такой деятельности у них нет правовых оснований, – отмечает Борис Макаренко. – Для этого надо переписывать Конституцию – ведь по Конституции нельзя ликвидировать субъекты Федерации». Вообще, по его мнению, полпредам «можно давать хозяйственные функции на следующий день после того, как заработает вечный двигатель». А реакция региональных элит на такую идею может быть только одна: они «только покрутят пальцем у виска». С коллегой в целом согласен Ростислав Туровский. По его мнению, контроль полпредов над экономическими рычагами противоречит интересам не только губернаторов, но и мощных федеральных ведомств. Поэтому попытка пролоббировать столь серьезное расширение полномочий полпредов, скорее всего, обречена на провал. «Все-таки экономика – это сфера деятельности исполнительной власти. И в этой сфере действуют другие влиятельные структуры: Минфин, Счетная палата, – отмечает г-н Туровский. – И они, я убежден, делиться своими полномочиями с полпредами не будут». Таким образом, эксперты полагают, что Кремль, вероятнее всего, примет компромиссное решение. С одной стороны, он действительно усилит политический контроль над региональными назначенцами. Но управление экономикой регионов, скорее всего, останется за местными властями и федеральными ведомствами.