Новости
Стратегические цели и задачи развития России: опора на инновационную составляющую
Политика | Свердловская область

В Екатеринбурге продолжается инновационная неделя, в рамках которой сегодня 28 октября состоялось пленарное заседание III окружной инновационной конференции «Региональные аспекты научно-технической политики: от фундаментальных исследований до реализации инноваций».

В конференции приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев, заместитель полпреда Виктор Басаргин, руководитель Инновационного агентства РАН Сергей Алдошин, председатель Уральского отделения Российской академии наук Валерий Черешнев, заместитель председателя Президиума Уральского отделения РАН Валерий Чарушин, представители органов власти субъектов УрФО, руководители предприятий и организаций, представители научных учреждений.

Как отметил П. Латышев, открывая Форум, цель конференции – дать дополнительный импульс процессу становления в Уральском федеральном округе важнейших элементов инновационной системы и механизмов ее эффективного функционирования.

Полпред подчеркнул, что поставленные Главой государства в своем послании к Федеральному Собранию стратегические цели и задачи развития России могут быть достигнуты только при условии перехода на новое качество экономического роста с опорой на инновационную составляющую.

Главный вопрос заключается в том, чтобы на основе баланса интересов объединить в единую эффективно функционирующую систему носителей научного знания, авторов открытий и изобретений, опытно-производственные площадки и конечных потребителей инновационного продукта.

Выступая 26 октября т.г. на очередном заседании Совета по науке, образованию и высоким технологиям, Президент предложил конкретную программу действий.

В воем выступлении П. Латышев обратил внимание на ряд принципиально важных моментов.

Уральский федеральный округ располагает уникальными возможностями отработки механизмов формирования полноценного заказа на инновационный продукт со стороны профильных отраслей экономики: нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии. Для реализации этих возможностей необходима система венчурного инвестирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны крупного бизнеса.

Другим важным моментом является то, что при наличии множества разработок, которые генерирует академическая, отраслевая и вузовская наука Урала и Западной Сибири не сформированы механизмы внедрения новых разработок, новых технологий во все сферы жизнедеятельности.

Кроме того, требуется и принятие серьезных мер по снятию мешающих развитию инновационного бизнеса различного рода барьеров и препон.

Нужны также энергичные, грамотные люди, способные брать на себя бремя ответственности за решение стоящих в этой сфере задач.

В заключение П. Латышев выразил уверенность, что конференция явится серьезным шагом в направлении формирования инновационной системы, механизмов ее эффективного функционирования,  что станет основой для реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

По поручению полномочного представителя Президента РФ в УрФО с докладом «Стратегия формирования инновационной системы в Уральском федеральном округе: проблемы и перспективы» на конференции выступил заместитель полпреда В. Басаргин.

Он еще раз подчеркнул, что задачу построения отечественной инновационной системы, поставленную сегодня Главой государства и Правительством Российской Федерации, следует без преувеличения отнести к числу стратегически важных.

Она связана с возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего технологическую модернизацию производства, высокое качество и конкурентоспособность продукции.

Эта проблема специально рассматривалась на совместном заседании Госсовета и Совета безопасности Российской Федерации 24 февраля 2004 г. В настоящее время в стадии обсуждения находится проект «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года».

В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны. Их лидерство – результат продуманной стратегии по созданию инновационно-ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания.

Объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. Сегодня его величина оценивается в 2,5-3 трлн.долл., к 2015г., по прогнозам, произойдет удвоение. Вместе с тем доля России на этом рынке находится чуть выше нулевой отметки. В этой связи задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особую значимость.

Научно-технологический потенциал России и сегодня достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность российских товаров. По оценкам экспертов, наша страна до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.

Тем не менее, сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний. И это оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Если в развитых странах на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании в настоящее время приходится 80-95% ВВП, то в России даже в лучшие годы вклад науки в ВВП не превышал 30-40%.

Наукоемкость российского ВВП снижается. В настоящее время она составляет всего 1,3%, в том числе по УрФО – порядка 0,6 %., тогда как к наукоемким принято относить производства, для которых этот показатель составляет не ниже 3,5%, а к высокотехнологичным – не ниже 8,5 %.

Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является существующая разобщенность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций.

На сегодняшний день в России формируется национальная инновационная система. Это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия ОПК, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.).

Но пока все эти элементы разрознены, им не хватает объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей.

Для формирования инновационной системы Уральский федеральный округ, по сравнению с другими регионами, обладает рядом преимуществ: значительным научно-техническим потенциалом, мощной сырьевой базой и развитым производственным комплексом.

По валовому региональному продукту Уральский федеральный округ сегодня занимает третье место в России.

На территориях округа насчитывается 260 организаций, выполняющих исследования и разработки. Количество занятых в этих организациях работников составляет около 54 тыс.чел., в том числе 3,7 тыс. докторов и кандидатов наук.

Ежегодно изобретателям округа выдается порядка 1,2 тыс. патентов на изобретения и свидетельств на полезные модели. География научно-производственных связей организаций научно-технической сферы округа выходит далеко за его пределы. Многие из них (например, институты Уральского отделения РАН, УГТУ-УПИ, Южно-Уральского университета, ряд других) хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Удачное сочетание научно-производственных факторов совместно с выгодами географического положения региона позволяют рассматривать Уральский федеральный округ как одну из потенциальных опорных точек инновационного преобразования всей российской экономики.

Одной из самых острых для формирования отечественной инновационной системы проблем остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере.

Вместе с тем средств, выделяемых сегодня на поддержку науки, явно недостаточно. Внутренние затраты на исследования и разработки в УрФО составляют 7 млрд. руб. или порядка 0,8% от ВРП округа, тогда как в развитых странах они находятся на уровне 2-3 % от ВВП.

Необходимо также решить задачу повышения инновационной активности предприятий. Без этого создание инновационной системы невозможно.

В Уральском федеральном округе доля инновационной продукции в общем объеме промышленных товаров, выпускаемых предприятиями округа, в 2000г. составляла всего 1,5%, в 2001г. – 1,8%. В 2002г. она несколько увеличилась и составила 3,7%. Тем не менее величина этого показателя по-прежнему остается крайне незначительной.

В своем докладе В. Басаргин остановился и на вопросах совершенствования управления инновационной деятельностью.

В контексте формирования в Уральском федеральном округе инновационной системы важной задачей является создание и эффективная работа специальных органов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью. В настоящее время они есть во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Не менее важным является также формирование окружных структур поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В конце 2003 г. был создан Совет по научно-технической политике и инновационной деятельности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в состав которого вошли как представители региональных органов власти, так и научных кругов.

Создание этого Совета - важный организационный момент для обеспечения координации и взаимосвязи между элементами инновационной системы округа.

В заключение В. Басаргин отметил, что только решение проблем построения на территориях Уральского федерального округа инновационной системы позволит создать фундамент современной эффективной экономики, сообщает пресс-служба полпреда президента в УрФО.