Профилактикой финансирования терроризма займутся всерьез. В этом году федеральный бюджет потратит на это 1 млн. долл., в 2005 году столько же, а «если понадобится, эта сумма будет увеличена вдвое и втрое». Об этом вчера сообщил министр финансов Алексей Кудрин на Международной конференции по противодействию финансированию терроризма. «Каждый доллар, каждый рубль, вложенный в борьбу с финансированием терроризма, окупится, и окупится многократно – спасенными жизнями людей», – пояснил министр финансов.
Кроме того, Европейский союз (ЕС) выделил еще и 2,5 млн. евро на реализацию специального проекта по борьбе с отмыванием денег в России (MOLI-RU). В ЕС считают, что этих денег хватит на 30 месяцев – с 1 февраля 2003 года до 31 июля 2005 года. Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) разработала 40 рекомендаций по противодействию финансирования терроризма. Со вчерашнего дня к ним добавились еще 8. Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) определили как главного партнера ЕС по проекту MOLI-RU, пишет "Независимая Газета".
«Россия располагает списком организаций, возможно, финансирующих террористическую деятельность, – сообщил руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков. – Взаимодействие с финансовыми разведками других стран позволит более эффективно выявлять источники финансирования террористов. Создание в рамках FATF Евразийской группы по противодействию отмыванию средств, полученных незаконным путем, позволит более эффективно проводить профилактическую работу с потенциальными экстремистами. Сегодня мы сотрудничаем с 68 странами мира. Несмотря на молодость нашей финансовой разведки, мы уже перекрыли некоторые каналы финансирования деятельности террористов».
Виктор Зубков подчеркнул, что гуманитарность нового проекта не отнимет у Росфинмониторинга полномочия блокировать подозрительные, с точки зрения финансовых разведчиков, счета и противодействовать некоторым банковским сделкам. Алексей Кудрин добавил, что уже имеются осужденные по результатам расследований ряда терактов, заблокированные счета в банках и вовремя остановленные трансакции. «Система обнаружения источников финансирования террористической деятельности является задачей более приоритетной, чем выявление простых исполнителей, – подчеркнул министр финансов. – Необходимо ловить организаторов и заказчиков терактов».
Однако стоит отметить, что участники конференции – представители Интерпола, Европола, ООН, Всемирного банка, ФАТФ, Совета Европы, Еврокомиссии, финансовой разведки более чем 40 стран – обсуждали эту актуальную проблему за закрытыми дверями, поблагодарив журналистов за визит и вежливо попросив удалиться. Тем не менее иностранные эксперты с удовольствием раздавали интервью, с осторожностью, правда, высказываясь о действиях российских властей и о том, что творится в России.
Глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко, например, рассказывал, как трудно отследить финансирование террористов, которое «идет по специальным каналам». А директор по правовому сотрудничеству Совета Европы Роберто Лампони рассказал в кулуарах, что в Совете Европы уже работает структура MONEYVAL из 27 стран, похожая на MOLI-RU. Но уверяет, что не считает MOLI-RU лишней бюрократической структурой, дублирующей деятельность существующих: «Интерпол – это объединение полицейских сил, которые служат непосредственно для подавления и репрессий. А MOLI-RU будет заниматься законотворческой работой, превентивными, предупредительными мерами. А поскольку финансовый криминалитет, нарушители не знают границ и очень тесно связаны между собой, нам необходимо тоже объединяться», – подчеркнул господин Лампони в интервью «НГ». Он пояснил, что Совет Европы напрямую не вовлечен в структуру MOLI-RU: «Но мы заинтересованы в ее работе. Сейчас очень много разговоров, что очень много денег для финансирования терроризма вывозится именно из России». И хотя некоторые эксперты называют сумму в 500 млн. долл. в качестве ежегодного экспорта денег для террора, на самом деле оборот преступных средств куда больше.
Роберто Лампони добавил: «Если выявится, что в эти проблемы вовлечены и политические силы, эта проблема станет уже политической. Но это уже другая история». В Совете Европы считают роль ФСФМ «ключевой в системе борьбы с легализацией преступных доходов в России», обладающей «широкими возможностями для реализации этой задачи». И кроме «специальных учебных мероприятий в Москве» сотрудников службы ждут «заграничные ознакомительные поездки, стажировки и обучение» у коллег по финансовой разведке в других странах.