Спрос на энергоносители растет слишком быстро, а для
того, чтобы серьезно нарастить добычу, понадобится около пяти лет.
В четверг цены на нефть побили очередной рекорд, достигнув 52,53 долл. за баррель Light Sweet Crude в Нью-Йорке и 48,45 долл. за баррель марки Brent в Лондоне. Фундаментально цена растет главным образом из-за увеличивающегося спроса на нефть в Азии – в первую очередь в Китае и Индии. Однако, по мнению западных экспертов, все большую роль играет спекулятивный фактор: нефтетрейдеры стремятся перейти очередную психологическую отметку – 60 долл. за баррель Light Sweet. Нефтяные компании полагают, что в ближайшее десятилетие ситуация не улучшится: за это время ОПЕК не сможет увеличить добычу нефти. Что же касается стран, не входящих в ОПЕК, то аналитики полагают, что на развитие серьезных проектов, способных радикально повысить предложение нефти на рынке, потребуется не менее четырех-пяти лет.
«Фундаментальный фактор – это растущий спрос со стороны Индии и Китая. Цены растут на ожидании того, что спрос с их стороны будет устойчивым, – сказал RBC daily аналитик ИК «Антанта-Капитал» Александр Блохин. – Рост потребления в этих странах – явление долговременное. Это как раз тот фактор, который и нарушил сложившийся баланс спроса и предложения». Плюс к тому, хорошо себя чувствует экономика Штатов – основного импортера нефти, отмечает эксперт. Кроме того, приближается зима, которая также ведет к увеличению спроса. По мнению аналитика британской компании Energy Intelligence Акселя Буша (Axel Busch), все большее влияние на рыночные цены оказывают спекулянты. «Я думаю, что отныне динамика рынка становится совершенно иной. Подозреваю, что сейчас существенную роль играет спекулятивная скупка нефти, поскольку фундаментальные факторы не вполне оправдывают нынешние ценовые уровни, – сказал г-н Буш RBC daily. – Действительно, в мире не хватает легкой нефти. Но даже учитывая это, можно сказать, что нынешние ценовые уровни искусственно раздуты». По его мнению, некоторые фонды, занимающиеся скупкой нефтяных фьючерсов, хотят «протестировать» цену в 60 долл. за баррель по фьючерсам в Нью-Йорке.
С этим предположением соглашается Александр Блохин. «Прогнозы о том, что цена будет на уровне 50 долл. за баррель или поднимется до 60, скорее всего, окажутся верными. Как бы цена не превысила 60 долл. – может быть скачок и выше, – отмечает он. – Потому что на фундаментальные факторы накладываются участившиеся в последнее время конфликтные ситуации в нефтеперерабатывающих странах – я уж не говорю про Ирак». Аксель Буш полагает, что в следующем году можно ожидать некоторого снижения цен. «Рост спроса может немного замедлиться. Кроме того, будут запущены новые добывающие мощности в России, Казахстане, на Кавказе и Каспии, а также в Западной Африке, – говорит он. – Поэтому можно ожидать, что цена слегка снизится, – хотя в любом случае обвала цен не будет». Впрочем, аналитики нефтяного гиганта ExxonMobil придерживаются менее оптимистичной точки зрения. Так, согласно их исследованию, потребление энергоносителей в мире к 2020 г. вырастет на 40% - главным образом за счет развивающихся стран, в которых слабее развиты энергосберегающие технологии.
Предположение о том, что долговременный и глобальный рост спроса неизбежен, поддерживают все опрошенные RBC daily эксперты. «Вполне очевидно, что спрос будет продолжать расти – мы просто не можем потреблять в будущем столько же нефти, сколько потребляем сейчас», – отмечает Аксель Буш. При этом спрос на нефть, согласно прогнозу ExxonMobil, в течение 20 лет будет расти на 1,7% в год, спрос на газ – на 2,4% в год, на уголь – на 1,4% ежегодно. При этом потребление нефти в азиатских странах будет расти на целых 3,5% в год. По мнению исследователей, эффективность использования энергии в целом будет расти не очень существенно. Они полагают, что причиной тому является рост продаж автомобилей с большим объемом двигателя и малые темпы модернизации автотранспорта в Америке. А именно транспорт, по оценкам ExxonMobil, будет играть ключевую роль в росте спроса на нефть. При этом, по прогнозу компании, страны ОПЕК в ближайшие десять лет не смогут существенно нарастить добычу нефти, и разрыв между спросом и предложением смогут закрыть только страны, не входящие в картель.
Выходов из ситуации может быть несколько. С одной стороны, отмечает Александр Блохин, высокие цены на нефть приводят к поиску альтернативных источников энергии. Однако эксперты ExxonMobil полагают, что даже к 2020 г. вода, ветер, солнце, водород и биологические источники не смогут не только заменить, но даже заметно потеснить традиционные виды топлива. Ощутимое улучшение, по мнению экспертов, может наступить лет через пять – но не раньше. В течение этого времени страны, не входящие в ОПЕК, смогут увеличить добычу нефти. Так, отмечает Александр Блохин, за это время может начаться разработка месторождений на российском шельфе северных морей. Кроме того, говорит он, к 2008 г. вырастет экспорт нефти из Казахстана через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Сейчас КТК имеет мощность в 28 млн тонн нефти в год, а к 2008 г. она, согласно заявлениям руководства консорциума, вырастет до 67 млн тонн.
Еще одним решением проблемы может стать разработка месторождений с тяжелой нефтью. Пока ее добыча ограничивалась высокой себестоимостью. По словам Акселя Буша, при себестоимости в 3 долл. за баррель на «нормальных» месторождениях, затраты на добычу тяжелой нефти могут достигать 18-20 долл. за баррель. Эксперты надеются, что рост цен на нефть будет стимулировать развитие новых технологий добычи таких видов сырья. «Что касается тяжелой нефти, то тут дело в технологиях. Сейчас себестоимость добычи тяжелой нефти в три-четыре раза превышает затраты на «нормальных» месторождениях, – отмечает Александр Блохин. – Энергетические компании уже работают над этим, используя высокие цены на нефть, которые делают прибыльной даже добычу тяжелой нефти. Цены в 50 долл. для этого вполне достаточно». Впрочем, западные эксперты полагают, что для поиска рентабельных способов добычи нефти из трудных месторождений опять-таки потребуется еще лет пять.