Сегодня всенародно любимая актриса Людмила Гурченко отмечает свой день рождения - ей исполняется 69 лет. Популярность Гурченко принесла первая же роль - Леночки Крыловой из музыкальной комедии "Карнавальная ночь" /1956 год/.
Гурченко Людмила Марковна родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Окончила в 1958 году ВГИК /мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф.Макаровой/. В 1964–66 была актрисой театра "Современник", в 1966–69 - в Госконцерте, затем работала по договорам.
Первая же роль Лены Крыловой в музыкальной комедии "Карнавальная ночь" /1956/ принесла Гурченко широкую популярность благодаря непосредственности, естественности и открытости актрисы–дебютантки, но и из-за обнаружившегося у нее лирико-комедийного и эстрадного дарования, а также хороших вокальных данных. Это сразу же было использовано в ряде лент на рубеже 50–60–х годов /"Девушка с гитарой", "Роман и Франческа", "Человек ниоткуда", "Укротители велосипедов"/. Хотя уже тогда молодая актриса заявила о своих разносторонних способностях в жанре мелодрамы /"Гулящая", 1961/, драмы /"Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966/, фарса /"Женитьба Бальзаминова", 1965/.
Но во второй половине 60-х и в начале 70-х Гурченко практически была малозаметна, даже продолжая сниматься, в том числе неплохо играя и в лирической повести военных лет "Мой добрый папа" /1970/, и в ироническом шпионском фильме "Один из нас" /1971/. Тем не менее вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" /Гос. премия РСФСР, 1976/, в которой актриса сыграла роль волевой и решительной, но лишенной личного счастья женщины-директора ткацкой фабрики, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
В последующее десятилетие она стала одной из ведущих актрис, выступая в истинно звездных, бенефисных ролях в разнообразных лентах легкого жанра, от комедий до мюзиклов /телефильмы "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки", киноленты "Мама", "Рецепт ее молодости" и "Аплодисменты, аплодисменты", а также телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы, например, "Песни военных лет" с ее собственной композицией/. Но яркий артистизм, театрализация своего имиджа, расцвечивание исполняемого материала массой эффектно придуманных деталей, жестов, фраз, интонаций могут также таить в себе опасность превращения актерской игры в образец типичного шоу-бизнеса с ненужной мишурой и преувеличенными эмоциями. Досадные оттенки излишней эстрадности, пережим в реакциях, некоторая искусственность поведения — все это отчасти присутствует в таких, в принципе, удачных работах Гурченко, как сыгранные ее роли в фильмах "Любимая женщина механика Гаврилова" /1982/, "Вокзал для двоих" /1983/, "Любовь и голуби" /1984/. Намного интереснее случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли /"Полеты во сне и наяву", 1983/ или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном /"Познавая белый свет", 1979/. Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" /1979/ построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна. А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в картинах "Дневник директора школы" /1975/, "Семейная мелодрама" /1977/, "Обратная связь" и "Вторая попытка Виктора Крохина" /1978/, а прежде всего - в лучших фильмах "Двадцать дней без войны" /1977, роль Ники/ и "Пять вечеров" /1979, роль Тамары Васильевны/. Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" /1982/.
К сожалению, в дальнейшем для Гурченко опять не нашлось достойных ее актерского мастерства ролей. Она искусно повторяла прежние образы /"Прохиндиада, или Бег на месте", 1984; "Прохиндиада-2", 1993/, вновь играла независимых женщин, облаченных властью /"Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992/, пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы /"Послушай, Феллини!..", 1993/ или музыкальный бенефис /"Люблю", 1993/. Закономерно, что в поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться в антрепризный театр, где ей больше по душе стихия бенефисного актерства. Хотя лучшие работы Гурченко в кино подтверждают, что под жестким собственным контролем и в подчинении воли режиссера она творит жизненно убедительнее и сильнее по эмоциональному воздействию на зрителей.
В 1997 году выпустила автобиографическую книгу "Аплодисменты".
В 2000 году Людмила Гурченко удостоена ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени.