Правительственные чиновники предлагают распределять нефтяные месторождения, отдавая предпочтение малым нефтяным компаниям, пишет "РБК".
Российские чиновники, с некоторых пор решившие бороться с монопольным положением нефтяных компаний ради снижения цен на нефтепродукты, наконец-то придумали, как это сделать. Как заявил министр природных ресурсов Юрий Трутнев, его ведомство совместно с Федеральной антимонопольной службой предлагает учитывать размеры компаний при раздаче лицензий на разработку нефтяных месторождений. Фактически речь идет о том, что в ходе аукционов при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться претендентам меньшего размера.
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил RBC daily, что в настоящее время уже готовятся соответствующие поправки в антимонопольное законодательство и законодательство о недропользовании. Инициатива правительства, впрочем, не встретила понимания со стороны экспертов. По их мнению, даже если чиновникам и удастся разработать прозрачную схему оценки размера компании, это не поможет решить проблему монополий. Специалисты опасаются, что в результате большая часть нераспределенных месторождений будет доставаться небольшим фирмам, аффилированным с лояльными государству нефтяными гигантами.
В настоящее время почти 92% всей российской нефти и более 71% нефтепродуктов производится компаниями ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Роснефть, Татнефть, Сибнефть и Башнефть. В результате процессов приватизации 90-х гг. этим компаниям также достался объем запасов углеводородов, значительно превышающий среднемировые показатели в расчете на годовые объемы добычи. По мнению правительственных чиновников, высокая концентрация нефтяного сектора является причиной двух негативных тенденций: низких темпов прироста запасов в стране и роста внутренних цен на нефтепродукты.
"Если анализировать нынешнее состояние дел, то, что делают многие монополии на этом рынке, можно назвать экономическим браконьерством, – заявил глава ФАС РФ Игорь Артемьев. – Все монополии всегда так себя ведут во всем мире: собирают под свое крыло максимальное количество лицензий и месторождений, увеличивают свою капитализацию".
Своеобразное решение этой проблемы предложил глава МПР Юрий Трутнев. По словам министра, его ведомство совместно с ФАС уже разрабатывает механизмы демонополизации, согласно которым при проведении аукционов по новым месторождениям могут быть введены ограничения для компаний, уже занимающих значительную долю на рынке. При этом пока не определен вид рынка /страновой или региональный/. Министр подчеркнул, что уже распределенных запасов эта мера не коснется.
Директор департамента государственной политики и регулирования в области природопользования МПР Сергей Федоров затруднился прокомментировать суть предложений, однако дал понять, что инициатива их внедрения исходит от антимонопольных органов. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин подтвердил, что оба ведомства в настоящее время разрабатывают поправки в антимонопольное законодательство и законодательство о недропользовании, где будут определены критерии, основанные на данных о запасах, по которым будет судиться о размерах компаний, желающих участвовать в аукционах на право разработки недр.
В результате при прочих равных условиях предпочтение в ходе конкурсов будет отдаваться компаниям, обладающим меньшими объемами резервов. По мнению чиновника, это должно частично решить вопрос монополизма на нефтяном рынке.
Опрошенные RBC daily эксперты, впрочем, не разделяют энтузиазма чиновников. "Оставшиеся нераспределенными 8% месторождений – одни из самых сложных. Большинство из них находятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Многие такие месторождения под силу разрабатывать только крупным компаниям. Рынок действительно нуждается в демонополизации, но не подобными предложенному способами", – сообщил президент Института энергетической политики Владимир Милов, добавив, что он уже говорил об этом г-ну Трутневу.
C ним соглашается аналитик ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев. "Надо понимать, что разрабатывать те же восточносибирские месторождения под силу только крупным компаниям хотя бы по той причине, что только у них есть необходимые финансовые резервы", – считает он. К примеру, "Сургутнефтегаз", обладающий значительными свободными суммами, копит деньги именно на восточносибирские проекты.
"Кроме того, если абстрагироваться от "дела ЮКОСа", нефтяной рынок России фактически уже поделен между основными игроками, и проблему монополизации на нем теми мерами, которые предлагает г-н Трутнев, не решить", – говорит г-н Разуваев.
Кроме того, опасения экспертов вызывает возможность злоупотреблений со стороны чиновников при распределении недр. "Этот фактор может учитываться среди прочих только при условии, если можно будет четко определить критерии большой или маленькой компании при проведении конкурса", – отметил начальник аналитического отдела компании "ЦентрИнвест Груп" Дмитрий Уголков. "Есть опасения, что, в конечном счете, приоритет в распределении запасов все равно будет отдаваться госкомпаниям и компаниям, лояльным власти", – добавляет Александр Разуваев.
А заместитель директора Независимого топливно-энергетического института Сергей Ежов подчеркивает этическую сторону вопроса. "Предпочитать те или иные компании, основываясь на их размере, просто некрасиво. Это форма дискриминации", – сказал он. По его словам, нужны другие меры поддержки малых нефтяных компаний. "Во-первых, речь должна идти о льготном налогообложении мелких участников рынка, учитывая, что именно они, как правило, разрабатывают труднодоступные месторождения, – считает Сергей Ежов. – Во-вторых, хорошо бы решить инфраструктурный вопрос, обеспечив для всех равный доступ к мощностям “Транснефти”.