Большая империя, как большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин
Россия признает мирный договор с Японией от 1956 г. и готова передать ей два острова Курильской гряды – Хабомаи и Шикотан. Такое заявление сделал накануне в воскресенье в эфире телеканала НТВ министр иностранных дел Сергей Лавров.
Таким образом, то, во что не верили, начинает свершаться. Россия прямо, грубо и зримо отдает то, что было завоевано предыдущими поколениями.
Для решения территориального вопроса с Японией может быть использован тот же подход, что и с Китаем, об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отметивший необходимость подписания мирного договора, "где признается, что надо решить территориальную проблему". По его словам, "отношения с Японией должны развиваться без оглядки на прошлое и эмоции, со взглядом в будущее".
Конечно, на прошлое нам оглядываться не след: глупые все наши предки были, ничего не понимали, земли стратегические отвоевывая и удерживая, а вот господины Лавровы нынче такие умные, что им даже как-то неудобно за своих неразумных предшественников. Что стоит за этой довольно туманной формулировкой, Лавров пояснил далее:
"Мы хотим урегулировать отношения с Японией в полной мере", - подчеркнул министр. Сергей Лавров напомнил, что "в 1956 году была ратифицирована декларация, где речь шла о двух южных островах и проведении границы". "По разным причинам положения декларации не нашли продолжения", - сказал глава МИД. В девятом пункте этого документа Россия обязуется передать Японии два из четырех островов - Хабомаи и Шикотан.
Напомним, что еще в конце октября, в ответ на вопрос, не будет ли Россия решать территориальные споры с Японией так же, как с Китаем, Лавров заявил о том, что Россия не ведет переговоры о передаче спорных островов Курильской гряды Японии. Тогда по его словам выходило, что пока условия для заключения мирного договора с Японией не созданы.
Не прошло и месяца, и на тебе – оказалось, что все уже создано. Правда, почему-то ни намеком не поясняется механизм этого «создания условий». То, что вчера было нельзя, сегодня уже можно и нужно – не требует ли это хотя бы минимальных пояснений?
Говоря о недавнем урегулировании территориального вопроса с Китаем, Лавров подчеркнул, что это стало возможно "на основе стратегического партнерства".
После таких дипломатических формулировок вспоминается почему-то бухгалтер Берлага с его: «я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды».
"Нельзя упускать из виду тот факт, что снят серьезный раздражитель в отношениях с Китаем", - подчеркнул Лавров, добавив, что любой нерешенный пограничный вопрос всегда является таким раздражителем.
То, что раздражитель снят, конечно, хорошо. Иду я ночью по улице, а навстречу нам десять пьяных китайцев. Смотрят они – ба, сколько же на мне всяких раздражителей: цепочка, телефон, дубленка, кошелек… Чтобы снять раздражитель, по логике господина Лаврова все это надо срочно снять и отдать иностранным товарищам - чтоб они не нервничали. А потом в благородном порыве оглядеться – сколько тут по темному городу еще нервных ходит, может и их чем-нибудь успокоить сподобимся?
Напомним:
После Второй мировой войны к СССР отошли четыре острова: Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи. Япония прилагала неимоверные усилия, чтобы заполучить утраченные территории обратно, и поставила возвращение двух последних островов условием подписания мирного договора. Соответствующее соглашение было заключено в 1956 году. Однако Советский Союз вскоре предпочел забыть об этой договоренности, поэтому формально мирный договор между нашими государствами так до сих пор и не подписан (хотя дипломатические отношения существуют).
Когда СССР исчез с политической карты мира, попытки японцев вернуть территории в отношении его правопреемницы России стали еще более настойчивыми. Причем теперь Страна восходящего солнца вела речь уже не о двух, а обо всех четырех островах. В частности, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми в июле обещал решить вопрос уже в нынешнем году.
По данным многочисленных опросов, большинство россиян выступают против передачи (в той или иной форме) территории страны другим государствам. Политолог Сергей Караганов, руководитель Совета по внешней и оборонной политике, считает, что таким образом Лавров понемногу готовит общественность к известию об утрате Курильских островов. Кроме того, Караганов отметил очевидный факт, что эта инициатива принадлежит не МИД, а Кремлю.
Насколько вчерашнее выступление главы внешнеполитического ведомства поможет успокоить народ, сказать трудно – ведь вкупе с другими "территориальными" событиями последнего времени картина получается достаточно тревожная. Напомним, месяц назад Россия уже отдала Китаю полтора острова в Хабаровском крае – часть острова Большой Уссурийский и весь остров Тарабарова на Амуре. Стоит ли удивляться, что сразу же после этого финны тоже захотели вернуть свои бывшие земли: около 100 тысяч жителей страны подписались под просьбой отдать Финляндии Карелию и Карельский перешеек. Финские власти пока не отреагировали на эту инициативу, но после Курил почему бы не попробовать? А там и Германия может вспомнить, что Калининград когда-то назвался Кенигсбергом... Да и те же японцы, несомненно, усилят атаки на Итуруп и Кунашир.
Но мы всех успокоим, правда?