В четверг Президент России Владимир Путин дал интервью трём общероссийским телеканалам – НТВ, ОРТ и РТР. В беседе с директором дирекции информационных программ "Первого" канала Кириллом Клейменовым, главным редактором службы информации телеканала НТВ Татьяной Митковой и политическим обозревателем телеканала "Россия" Николаем Сванидзе Президент заявил, что новая система избрания губернаторов - необходимость.
К.КЛЕЙМЕНОВ: "Почему Вы все-таки предложили изменить систему выборов губернаторов? С чем связан отказ от прямого голосования? Или, по-вашему, опыт выборов губернаторов у нас себя не оправдал?"
В.ПУТИН: "Я уже говорил в самом начале, вот только что сказал, что для меня как для Президента, главы государства, эта система, сложившаяся за последние годы, была достаточно комфортной – и, честно говоря, меньше всего хотелось ее трогать. И кроме всего прочего, конечно, я прекрасно понимаю: вчера люди шли на избирательные участки и избирали главу своего региона, а завтра им предлагают от этой системы отказаться и перейти, по сути, к системе выборщиков, избирать руководителей регионов через законодательные собрания по предложению Президента. Возникает вопрос: а что людям не доверяют избрание своего руководителя? Конечно же, вопрос так не стоит. Вопрос – в эффективности функционирования этой системы, и, должен сказать, что сразу же после того, как я пришел в Белый дом в качестве Председателя Правительства России, я увидел, что эта система дает сбои в своей работе.
Сейчас у нас на слуху события в Карачаево-Черкесии. Мы видим, что там, по сути дела, кризис власти – правда, замешанный на криминальных событиях. Но этот криминал связан с переделом собственности. Я вспоминаю события 99-го года, когда был Председателем Правительства: тогда прошли выборы президента именно этой республики – Карачаево-Черкесии. К сожалению, во многих наших субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу – избирают человека не только по личным и деловым качествам. И когда мы говорим: "а вот в наших условиях функционируют…" – не функционируют, неэффективно функционируют. Потому что у нас нет развитого гражданского общества; к сожалению, до сих пор и нет реально функционирующей многопартийной системы, где все этнические, экономические, религиозные отношения перемалывались бы в одном котле и переплавлялись бы в одном котле.
Но когда мы говорим, что часто выборы идут по этническому принципу, – я все-таки позволю себе утверждать, что это только на поверхности: на самом деле речь идет об экономической борьбе местных региональных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности. Собственно, это мы сейчас самым ярким образом наблюдаем в Карачаево-Черкесии.
Кстати говоря, тогда, в 99-м году, после возникшего в то время кризиса, связанного с выборами президента, мы долго дискутировали с представителями и карачаевской части, и черкесской части. Я, кстати говоря, благодарен и тем, и другим за их понимание и за их договороспособность: мы вышли тогда из кризиса. Но в ходе этих переговоров и дискуссий одна из переговаривающихся сторон высказала мнение о том, что неплохо бы, может быть, нам выйти из состава республики – остаться, конечно, в рамках Российской Федерации, но создать свою моноэтническую республику. Вы знаете, если мы будем стремиться к чистоте, к этнической чистоте субъектов Российской Федерации, мы слишком далеко зайдем: мы погрузим страну в череду нескончаемых конфликтов, и результата положительного все равно не будет.
Но и это еще не все. В последнее время я с тревогой наблюдаю за процессом возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов, за ростом их влияния на региональный уровень управления. Губернаторы и президенты республик чувствуют сами это, и их самих уже это беспокоит. Уверяю вас, что это влияние никак не связано с интересами избирателей и с интересами народа в целом, вне зависимости от национальной принадлежности. Это второе соображение.
И, наконец, третье. В соответствии с 77-й статьей Конституции Российской Федерации исполнительная власть в России составляет единое целое. К сожалению, ничего подобного у нас создано не было. Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль – это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять. Мы будем строить параллельную систему исполнительных органов федеральной власти на местах. Реально это началось уже с начала 90-х годов и продолжается до сих пор. Это на практике приводит к обесточиванию властных полномочий губернаторов и президентов республик в составе России и выстраиванию другой, параллельной системы федеральных органов власти на местах, которые эффективно не функционируют.
И в первом, и во втором, и в третьем случаях страдают от этого конкретные люди, потому что система работает неэффективно.
И, наконец, четвертое, но не менее важное, а, может быть, даже особо актуальное сегодня – в связи с тем вопросом, который был задан Вашим коллегой применительно к террористической угрозе. Связаны эти предложения с мерами по борьбе с терроризмом или нет? Конечно, да, потому что мы должны создать такую систему власти и управления в стране, которая превентивным образом не позволила бы раскачать наше общество и государство и обрушить наши государственные структуры. Мы должны создать такую систему власти, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и кровно связана с общенациональными интересами".
К.КЛЕЙМЕНОВ: "То есть, если я Вас правильно понял, эта реформа задумывалась давно, но оказалась по-настоящему востребованной именно сейчас?"
В.ПУТИН: "Толчок, конечно, окончательно был дан последними трагическими событиями в Беслане".