Новости
Ситуация в российском авиапроме ухудшается
Экономика | Россия | В России

Комитет ГД по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания по теме "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта".

С ключевыми докладами выступили заместитель министра транспорта РФ С.А.Аристов и заместитель председателя комитета Р.Г.Шайхутдинов. Заместитель Председателя ГД В.В.Жириновский высказался за усиление роли государства в авиационном секторе. О состоянии дел в отрасли рассказали директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Ю.Н.Коптев, заместитель главнокомандующего ВВС А.А.Ноговицын, генеральный директор ОАО "Аэрофлот" В.М.Окулов, и другие.

Участники Парламентских слушаний отмечают постоянный рост авиаперевозок, начиная с 2000 г. В 2003 году пассажирооборот составил 71,1 млрд пассажирокилометров, перевезено 29,4 млн.пассажиров и 621 тысячтонн почты и грузов. По отношению к 1999 году рост пассажирооборота составил 33%. Доля воздушного транспорта в суммарном пассажирообороте железнодорожного /в дальнем сообщении/ и воздушного транспорта в 2003 году составила 39,4%, а за 9 месяцев 2004 года - 42,2%. За 10 месяцев 2004 года пассажирооборот вырос по сравнению с этим периодом 2003 года на 18%.

По состоянию на начало 2004 года гражданская авиация России включала в себя 215 авиакомпаний, из них 55 государственных, 423 аэропорта, из них 70 - международных. Продолжается тенденция укрупнения  авиакомпаний и концентрация пассажирских перевозок вокруг крупнейших авиаперевозчиков. За 9 месяцев 2004 года 30 крупнейших авиакомпаний России выполнили 92,4% от общего объема пассажирских перевозок.

В 2003 году в авиационной промышленности было занято около 520 тыс. человек Объем промышленной продукции за 2003 год составил 157 млрд рублей. Рост объемов выпуска продукции в 2003 году по сравнению с 2002 годом в сопоставимых ценах составил 5,6%, средняя зарплата возросла на 24% и составила по промышленности 6632 рубля.

При этом бюджетные средства на Программу развития гражданской авиационной техники полностью окупаются за счет налогов в бюджет и внебюджетные фонды /в 2003 году из бюджета получено 2,9 млрд рублей, налоги составили более 4 млрд рублей/.

С 1999 года началось постепенное увеличение объемов продукции авиационных заводов. В 2003 году было построено 115 гражданских воздушных судов разного класса, в том числе 22 самолета и 93 вертолета.

Гражданская авиация занимает особое место в системе законодательного обеспечения деятельности транспортного комплекса в силу специфики ее деятельности, отраженной в стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации /далее - ИКАО/, а также разработанными внутригосударственными нормативными правовыми актами.

Участники слушаний отмечают следующие положительные изменения  в государственном регулировании развития авиационного транспорта: на государственном уровне сформирована и доведена до авиационного сообщества национальная авиационная политика, определены основные направления ее реализации; определена стратегия развития авиационного транспорта до 2015 года и разработаны меры по ее осуществлению; принятые за последние годы на законодательном и правительственном уровнях решения направлены на создание условий для нормального функционирования и развития воздушного транспорта России; государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации в соответствии с Постановлением Правительства от 29.09.98 № 1131 осуществляют государственные инспекторские органы гражданской авиации – структурные подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и ее территориальных органов.

Приняты основополагающие документы в области развития гражданской авиации, такие как "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года", утвержденные Президентом Российской Федерации 03.02.01 № Пр-241, и Концепция развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации.

Разработаны и согласовываются проекты законов "О внесении изменений и дополнений в статьи 21, 36, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", "О транспортной безопасности", "О защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В то же время продолжает сохраняться ряд негативных тенденций, препятствующих развитию отечественного воздушного транспорта.

Медленно решается вопрос пополнения парка современными отечественными воздушными судами, отвечающими международным требованиям ИКАО, на базе увеличения выпуска отечественных самолетов и их лизинга, что создает серьезные проблемы в обеспечении международных перевозок. Доля перевозок на самолетах ИЛ-96, ТУ-214 и ТУ-204 в настоящее время составляет 8%, в то время как на самолетах зарубежного производства выполняется почти 22%.

В то же время отечественная авиационная промышленность продолжает находиться в тяжелом состоянии, которое характеризуется резким сокращением объемов производства и разработок воздушных судов, износом основных фондов и экспериментальной базы, сокращением численности, отсутствием оборотных средств на предприятиях. Производственная база серийных предприятий авиационной промышленности  пока  обеспечивает   возможность   изготовления современной авиационной техники. Однако, свыше 90% станочного оборудования имеет возраст более 20 лет. Нуждается  в замене или модернизации 60% оборудования.

Необходимость обновления парка воздушных судов с экономичными топливными характеристиками обуславливается также резким ростом цен на авиационные ГСМ. В течение года цены на топливо выросли практически на 40%. Доля расходов на ГСМ в первом полугодии 2004 года составила 30%; в результате роста цен эта доля во втором полугодии текущего года увеличится до 35-40%.

Такой рост негативно сказался на темпах роста перевозок в связи с удорожанием себестоимости и вынужденного увеличения тарифов и введением авиакомпаниями топливной надбавки к тарифам /от 5 до 15 долл. США с пассажира/. Если в   первом полугодии 2004 года рост пассажирских перевозок составил 23,6 %, то начиная с сентября текущего года эти темпы значительно снизились /сентябрь - 9,1%, октябрь – 4,3%/.

Особое место в ряду проблем авиационного транспорта занимает возрастание террористической опасности. Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению ее безопасности, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях.

Нарастает угроза использования террористами воздушных судов в качестве оружия поражения, вероятность применения ими биохимических и радиоактивных веществ. Реальные происшествия продемонстрировали, что службы авиационной безопасности авиапредприятий гражданской авиации России оказались не в полной мере готовыми противостоять новым угрозам.

Глобальной проблемой становятся вопросы обеспечения соответствия воздушных судов международным требованиям по экологии и оснащению современными средствами навигации. Эксплуатационные ограничения по уровню шума, введенные международными организациями, привели к исключению многих типов воздушных судов отечественного производства из сферы международных полетов.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний подготовят рекомендации в адрес Правительства РФ и законодательных /представительных/ органов субъектов РФ, сообщили Накануне.ру в пресс-службе Комитета по энергетике, транспорту и связи.