“Газпром” не прочь рассмотреть предложения западных компаний о совместной покупке активов “ЮКОСа”. Такие предложения монополии готовят, по ее сведениям, сразу несколько грандов мирового нефтяного рынка. Впрочем, эксперты считают, что и при такой схеме у акционеров “ЮКОСа” могут возникнуть претензии к потенциальным покупателям.
Аукцион по продаже 76,8% акций “Юганскнефтегаза” пройдет 19 декабря. Стартовая цена — 246,8 млрд руб. ($8,6 млрд). Эксперты называют потенциальными претендентами на “Юганск” структуры “Газпрома”, итальянской ENI, других иностранных компаний и даже китайской CNPC. Но до вчерашнего дня никто из них не решался признаться в намерении поучаствовать в разделе “ЮКОСа”, пишет газета "Ведомости".
Вчера агентство Bloomberg со ссылкой на итальянскую газету Finanza Mercati передало, что ENI готова приобрести долю в “Юганскнефтегазе”, но не на аукционе, а после того, как этот актив будет куплен “Газпромом” или какой-либо другой компанией. Bloomberg приводит слова исполнительного директора ENI Витторио Минкато о том, что подобный план позволит его компании получить долю в “Юганскнефтегазе”, не сталкиваясь напрямую с юридическими проблемами “ЮКОСа”.
“Мы пока не получили официальные предложения ENI по "Юганскнефтегазу", но рассмотрим их, если получим, — обещает пресс-секретарь правления "Газпрома" Сергей Куприянов. — Насколько мне известно, подобные предложения сейчас формируют и другие крупные мировые компании”. Назвать их Куприянов отказался. А источник в “Газпроме” сообщил “Ведомостям”, что подобное партнерство монополии предлагали, в частности, американские Chevron Texaco и Exxon. “Они заявляли о своей готовности помочь организовать финансирование покупки”, — рассказывает менеджер “Газпрома”.
С Минкато “Ведомостям” вчера связаться не удалось. А представитель ENI уверяет, что “слова, приписанные Витторио Минкато, на самом деле ему не принадлежат”. “Переговоров о покупке доли в "Юганскнефтегазе" нет, — говорит он. — ENI не получала никаких предложений и сама не проявляла инициативу”. Представители Chevron Texaco и Exxon не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о переговорах.
Менеджер “Газпрома” полагает, что в случае победы его компании на аукционе по “Юганскнефтегазу” иностранному партнеру скорее всего будет продана лишь часть пакета акций нефтяной компании. По словам высокопоставленного чиновника, иностранная компания, такая как ENI, обеспечит “Газпрому” необходимое финансирование этой покупки. Источнику, близкому к Кремлю, кажется логичным, что иностранная компания предпочитает покупать “Юганскнефтегаз” не напрямую, а через структуру, чтобы быть добросовестным приобретателем в случае возникновения претензий к покупателю от миноритариев.
Как отмечает председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин, для иностранной компании на первый план выходит схема, при которой он становится добросовестным приобретателем “Юганска”. Покупка на вторичном рынке позволяет минимизировать риски, но при такой схеме иностранец не получит все 76,8% акций “Юганскнефтегаза”, считает эксперт. Впрочем, пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин предупреждает, что, какую бы схему ни использовал покупатель, он “участвует в скупке краденого”.
Управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов считает, что заявление ENI обращено в первую очередь к российскому правительству. Ведь иностранной компании нужны гарантии, что “Юганскнефтегазу” не выставят новых налоговых требований. “Они прощупывают почву и пытаются понять, готовы ли российские власти видеть их в качестве покупателя "Юганскнефтегаза", — полагает Мазалов. — Очевидно, что ENI готова перекупить "Юганскнефтегаз" у того же "Газпрома" по гораздо более высокой справедливой цене. И, возможно, разница в цене будет платой за гарантии”.
Мазалов уверен, что даже тому, кто купит “Юганскнефтегаз” на вторичном рынке, разбирательств в международном суде не избежать.