Центробанк продолжает знакомить общественность с информацией о количестве выявленных банков с фиктивным капиталом. Вчера представитель Банка России сообщил журналистам, что из проверенных в этом году 859 кредитных организаций 188 имеют признаки фиктивного капитала. Таким образом, подобные признаки есть у 21% банков России. В целом это даже ниже тех прогнозов, которые ранее давал регулятор. Однако участники рынка считают, что 21% – это много. Также они указывают на опасность существования таких банков и предлагают решать эту проблему за счет института кураторов и совершенствования законов.
Информацию о банках с «дутым» капиталом ЦБ получил в ходе проверок кредитных организаций на их соответствие параметрам системы страхования вкладов. Эти проверки ведутся с зимы 2004 г. и закончатся, предположительно, осенью 2005 г. Пока что ЦБ проверил 65% банков. Наиболее распространенная схема «накачки» капитала, по словам специалистов, происходит за счет кредитования банком аффилированных с ним структур, которые затем вкладывают этот кредит в капитал банка. Как считают участники рынка, имея длинную цепь связанных сторон, можно легко обойти законодательство и, следовательно, искусственно увеличить активы и капитал. Что, впрочем, и происходит. Вчера заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Сафронов сообщил представителям СМИ о том, что из 859 кредитных организаций, проверенных Центробанком, у 188 выявлены признаки фиктивного капитала. По его словам, 22 банка уже «исправили» капитал на общую сумму 4 млрд руб. Он также сообщил, что стресс-тестирование банковского сектора, проведенное Центробанком в начале 2004 г., показало, что он стал более уязвим по сравнению с 2002 г., что, по словам г-на Сафронова, связано с увеличением объемов кредитования банковским сектором и, как следствие, с возросшими рисками. Центробанк уже не в первый раз знакомит общественность с информацией о количестве банков, в которых выявлен фиктивный капитал. Еще весной после отзыва лицензии у «Содбизнесбанка» представители Банка России объявили, что из проверенных 638 кредитных организаций 136 имеют фиктивный капитал. К июню последняя цифра увеличилась на одну единицу. Затем долгое время Центробанк не предоставлял никакой статистики, и вот, наконец, новые данные появились.
Обнародованные цифры пока ниже прогнозов Центробанка, представители которого в начале этого года говорили о том, что примерно треть российских банков имеют фиктивный капитал. Однако эта цифра может увеличиться по завершении проверки всех кредитных организаций. Между тем некоторые представители банковского сообщества ждали, что цифры будут намного меньше. «Я ожидала цифры на уровне 10-15%, но никак не 21%. Я считаю, что 21% – это много», – сообщила RBC daily вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. В рейтинговом агентстве Standard & Poor's (S&P) затруднились прокомментировать данную цифру. «Насколько это большая доля – трудно судить, так как информация о том, какого масштаба банки, в которых был выявлен фиктивный капитал, не раскрывается. Однако это важно, так как чем больше банк, тем сильнее он влияет на банковскую систему», – сообщила аналитик S&P Ирина Пенкина.
Между тем не секрет, что фиктивный капитал делает банки опасными для его клиентов и контрагентов. «Капитал – это подушка безопасности банков. «Рисуя» капитал, они наказывают сами себя и вводят в заблуждение клиентов», – сообщил RBC daily первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. По его словам, большое значение имеет то, какова доля фиктивного капитала в реальном капитале банков. «Одно дело, если эта доля достигает 80%, другое дело – 5%. Думаю, до 5-10% фиктивного капитала можно при желании найти у любого добросовестного банка. Все зависит от строгости подхода», – подчеркнул г-н Хандруев.
Решить проблему фиктивных капиталов, по мнению аналитиков и участников рынка, можно двумя способами. Первый – это насильственный. И вскоре он будет реализован. Дело в том, что ЦБ намерен посадить в каждый банк своего куратора, который будет следить за честностью кредитной организации. Кроме того, регулятор возлагает большие надежды на введение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Однако это вызывает у банкиров сомнения. «Введение МСФО в том виде, в котором предполагается это сделать сейчас – по сути дела, переложение российских стандартов на международные, и оно ситуации не изменит. Это должны быть международные стандарты в чистом виде, а не перекладывание одного плохого продукта на другой. Если перекладывать недостоверную отчетность российских стандартов на международные стандарты, то эффект от этого будет равен нулю, и вопрос качества остается открытым», – считает Наталья Николаева из Ситибанка.
Второй способ – естественный. «Нужно сделать так, чтобы акционеры стремились наращивать капитал банков. Я думаю, что вскоре это им продиктует сама жизнь. Ведь только имея большой капитал, можно выдавать крупные кредиты, экономить на издержках», – резюмирует Наталья Николаева. Александр Хандруев из Ассоциации региональных банков России полагает, что Центробанку нужно обязательно воплотить в жизнь одну из своих идей, которая состоит в том, чтобы вывешивать на сайте банковского регулятора фактический капитал кредитных организаций. Такая публичность, по мнению г-на Хандруева, должна отбить охоту у банков, склонных «надувать» свой капитал, это делать.