Совет директоров ЮКОСа рекомендовал акционерам компании рассмотреть вопрос о ее банкротстве. Однако вероятность добровольной кончины опальной нефтяной компании низка, считают эксперты.
Совет директоров НК «ЮКОС» предложил акционерам рассмотреть вопрос о банкротстве или ликвидации компании. Об этом вчера на пресс-конференции для иностранных журналистов сообщил председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди, мотивировав решение тем, что ситуация в компании после предъявления новых налоговых претензий стала «невыносимой». Внеочередное собрание акционеров, на которое вынесен соответствующий вопрос, состоится 20 декабря, однако г-н Тиди не исключил, что объявление о банкротстве будет сделано еще до этой даты.
По мнению экспертов, этот шаг выгоден владельцам ЮКОСа, поскольку он оставляет им надежду на то, что компания сохранит свое существование, несмотря на налоговые требования, превышающие ее капитализацию. Впрочем, вероятность того, что дело дойдет до банкротства, очень невелика из-за того, что это решение акционеров по закону должно быть одобрено судом. Специалисты считают более вероятным сценарий, в соответствии с которым компания формально останется жива, но в течение ближайших месяцев лишится через аукционы большинства своих добывающих активов. После этого следует ждать развязки с делами ее акционеров, пишет RBC Daily.
Налоговая задолженность ЮКОСа за 2000 г., подтвержденная судом, составляет 99,4 млрд руб. Кроме того, по итогам проверок за 2001-2002 гг. компании и его основной добывающей «дочке» «Юганскнефтегазу» предъявлены претензии на 380,5 млрд руб. Для погашения долгов власти намерены выставить на торги «Юганскнефтегаз». По оценке инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW), этот актив стоит 15,7-18,3 млрд долл., однако по некоторым данным, начальная цена продажи «Юганскнефтегаза» может быть не более 4 млрд долл.
В результате ЮКОС оказался на грани неплатежеспособности. Об этом сообщил вчера председатель правления компании Стивен Тиди на пресс-конференции с иностранными журналистами. По словам г-на Тиди, компания полностью прекратила капиталовложения и осуществляет только выплату зарплат, ремонт промыслового оборудования, оплату текущих счетов за электроэнергию и связь. Из налогов компания оплачивает в основном только экспортные пошлины. Поэтому совет директоров «ЮКОСа» предложил акционерам на внеочередном собрании рассмотреть вопрос о банкротстве или ликвидации компании. Как сообщил RBC daily пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин, собрание состоится 20 декабря, а реестр участия в нем был закрыт 2 ноября. Впрочем, Стивен Тиди не исключил, что компания может объявить о банкротстве еще до 20 декабря.
Сделать подобное заявление г-на Тиди вынудили новые налоговые претензии государства, предъявленные компании в минувший понедельник. До того момента негативные последствия банкротства перекрывали его сильные стороны. «Многие задают вопрос, почему о банкротстве не было объявлено до сих пор. Вероятно, акционеры, чьими устами говорит совет директоров, не верят в возможность назначения временного управляющего, который осуществлял бы процедуру банкротства в их интересах, – сказал RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. – Формально его кандидатура одобряется советом кредиторов, однако практика арбитражного управления такова, что временный управляющий имеет большую степень независимости от кредиторов. Кроме того, любой мелкий кредитор в судебном порядке может заблокировать его работу. Поэтому часто управляющий действует в интересах третьей стороны. В данном случае этой стороной может быть государство. Поэтому вероятность того, что этот человек будет банкротить ЮКОС «по уму», пытаясь сохранить для акционеров как можно больше, мала». Кроме того, по словам экспертов, не исключено, что до сих пор, несмотря на арест счетов компании, часть операционной прибыли ЮКОСа могла оседать за пределами компании. «Это не колоссальная сумма, но она может исчисляться десятками миллионов долларов. В случае банкротства акционеры лишаются и этих денег», – отмечает Дмитрий Царегородцев.
Теперь же банкротство может стать самым разумным выходом для акционеров ЮКОСа. «Банкротство было бы наилучшим решением вопроса, поскольку это позволит компании сразу же прекратить исполнение всех уже принятых судебных решений, включая предполагаемую распродажу акций дочерних предприятий», – сказал RBC daily директор аналитического отдела ИГ «АТОН» Стивен Дашевский. «В случае объявления банкротства возможна продажа активов не усеченными частями с большими дисконтами, как в случае с «Юганскнефтегазом», а целиком, что может быть неплохим исходом для владельцев ЮКОСа», – добавляет Дмитрий Царегородцев.
Впрочем, вероятность того, что ЮКОС действительно станет банкротом, низка. «Вряд ли дело дойдет до банкротства, – сказал RBC daily аналитик ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Совет директоров рекомендовал инициировать эту процедуру менеджменту, но, исполнив рекомендацию, они рискуют быть обвиненными в лжебанкротстве. Кроме того, решение должен утвердить суд. Теоретически решение может принять и собрание акционеров, но опять дело упирается в судебное утверждение. Сомнительно, что суд одобрит решение компании». С ним соглашается и Стивен Дашевский, добавляя, что ходатайство о банкротстве может привести к затягиванию решения «дела ЮКОСа» на неопределенное время. «Так как в России подобные разбирательства длятся годами, это дело будет особенно мучительным, особенно если учесть, что правительство и Group MENATEP будут претендовать на основную часть всех обязательств, то есть на право руководить процессом», – считает он.
Поэтому, по мнению экспертов, наиболее вероятным сценарием развития «эпопеи» с ЮКОСом – это все же не яркая смерть, а последовательная продажа его производственных активов. «Претензии к компании столь велики, что для их удовлетворения нужно будет продавать голосующие акции не только «Юганскнефтегаза», но и «Томскнефти», «Самаранефтегаза» и 4-х ключевых принадлежащих ЮКОСу НПЗ», – полагает Дмитрий Царегородцев. «После этого появится куча исков со стороны кредиторов, в том числе и Group MENATEP. В целом же будущее ЮКОСа рисуется в самых мрачных тонах», – продолжает Александр Разуваев. По его мнению, скорая развязка с налоговыми делами ЮКОСа сулит и окончание судебных разбирательств в отношении его акционеров. «В ближайшие месяцы мы можем стать свидетелями развязки с делами акционеров ЮКОСа. «Эпопея» с ЮКОСом была классическим примером корпоративной войны с тем исключением, что с одной стороны было государство, а с другой – акционеры компании, чьи политические амбиции и стали причиной конфликта. Его исход был предрешен результатами выборов президента и парламента, когда силы, представлявшие ЮКОС – СПС, «Яблоко», КПРФ – потерпели поражение, – считает эксперт. – Вопрос даже не в том, что ЮКОС лишился возможности через них реализовывать свои амбиции, а в том, что общественное мнение выступило не на стороне компании».