Четвертый год в России проводится эксперимент по единому государственному экзамену. С 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации предполагает ввести его на всей территории страны. В то же время, у иных регионов возникли предложения рассматривать экзамен в качестве «вариативной формы» проведения итоговой аттестации, либо вступительных испытаний в вузы и средние специальные учебные заведения. Участвовать в обсуждении этих вопросов будут те субъекты Российской Федерации, которые являются участниками эксперимента.
В 2005 году Свердловская область официально включается в перечень субъектов РФ, участвующих в эксперименте. Как сообщили Накануне.ру в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, за минувший срок удалось подготовить к ЕГЭ учеников, родителей, педагогов, организаторов, членов Государственной экзаменационной комиссии, руководителей пунктов тестирования.
Свердловская область планово проводила репетиционное тестирование с 2001 года. В результате, подготовлены свыше 3,5 тысяч организаторов тестирования, созданы 350 пунктов тестирования, к проверке привлекалось около 1500 учителей, в сельской местности к школам, в которых проводилось тестирование, был организован подвоз учащихся.
Процедура проведения такого экзамена предусматривает два этапа. Сначала учащимся предоставляются тестовые задания за курс средней школы. Затем, будущие абитуриенты приступают к выполнению второй части. При этом, в аудитории обязательно присутствие общественных наблюдателей. Предметные комиссии формируется из преподавателей общеобразовательных учреждений, колледжей, вузов. Сроки и продолжительность экзамена устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации. В один день можно сдать только один предмет.
Вузы Екатеринбурга и области в течение четырёх лет проводили абитуриентское тестирование (вступительные испытания в вуз) и имеют опыт работы по учету сертификатов репетиционного тестирования. Задания, технологическое обеспечение экзамена, программа автоматизированной обработки материалов разработаны Центром тестирования Министерства образования РФ. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится по следующим предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.
Содержание тестовых (контрольно-измерительных) материалов должно соответствовать программам общеобразовательных предметов, разработанных для общеобразовательных учреждений. "Думаю, мы достигнем договоренности о принятии к рассмотрению и результатов экзамена 2005 года для зачисления в вуз на отдельные специальности", - уверена начальник отдела государственной аттестационно-лицензионной экспертизы Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Любовь Пузакова.
По условиям эксперимента, один из обязательных предметов должен быть вынесен на ЕГЭ. Для свердловских ребят это - математика. Предметы для экзамена по выбору учащегося определяли, исходя из количества школьников, выбирающих данные предметы на государственную итоговую аттестацию.
Для проведения единого государственного экзамена в школах Свердловской области в апреле 2005 года определены следующие предметы: математика (обязательный), физика, география, биология (один из трех по выбору учащегося). Каждый из этих предметов ежегодно выбирает треть выпускников. Таким образом, учащиеся, пожелавшие участвовать в эксперименте, будут писать тесты по двум предметам.
В эксперименте предложили принять участие выпускникам девяти образовательных учреждений Среднего Урала, являющихся экспериментальными площадками по совершенствованию структуры и содержания общего образования (в 11- и 12-летней средней школе). Среди которых - Ачитская средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа № 7 села Патруши, школа № 24 Асбеста, лицей № 3, школа № 22 и гимназия № 47 Екатеринбурга, школа № 50 Нижнего Тагила, школа № 21 Первоуральска и школа № 1 Сухого Лога. В заявке на экзамен - 650 учащихся. И число это - не окончательное: в областное министерство продолжают поступать заявки от образовательных учреждений, не входящих в перечень экспериментальных площадок, выпускники которых также желают участвовать в эксперименте.
Для проверки готовности допускается проведение пробного экзамена, успешные результаты которого «избавят» его участников от проверки знаний по данному предмету. Первое тестирование будет проведено в апреле 2005 года.
"В ходе своих общественных выступлений я постоянно повторяю: не надо пугаться модернизации образования, - подчёркивает областной министр общего и профессионального образования Валерий Нестеров. – Еще в 1991 году мы приняли Концепцию развития общего (общегражданского) и профессионального (начального и среднего) образования в Свердловской области. В 2002 году провели заседание коллегии министерства образования по вопросу «Сравнительный анализ концептуальных и плановых положений модернизации образования и деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области». И сегодня с удовлетворением отмечаем: все положения нашей Концепции согласуются с Концепцией модернизации российского образования. Результат образования - не сумма «знаний и умений», а способность предъявить коммуникативные навыки, делать выбор. Ребенок может выбрать естественно - научный, технический, экономический, сельскохозяйственный, художественно – эстетический, юридический, спортивный, иные профили. Разработаны и приняты все нормативные документы, позволяющие школам воплощать образовательную программу любой направленности. В этом направлении идет совершенствование содержания и организации образовательного процесса".